Об этом размышляют украинские и российские эксперты и политики. Кто-то надеется на скорый мир, другие предостерегают, что война может затянуться на десятилетия.
Некоторые украинские эксперты считают, что война идет к концу. Так, говоря об оживлении политической жизни на Украине, политолог Вадим Карасев отметил, что политическим силам, которые будут соперничать на выборах, придется балансировать между требованиями "мира любой ценой" и "войны до победного конца". Даже если у Киева будет полная победа, то неизбежно встанет вопрос о ее цене, отметил эксперт. Он добавил, что видит признаки подготовки к выборам – их результаты будут зависеть от ситуации на фронте, а там могут быть не только победы.
"Дело движется, все-таки, к выходу из войны к миру – ну, пока еще непонятен формат этого поствоенного мира, но, тем не менее, вот и политика начинает оживать и создаются уже такие условия для политической конкуренции", - сказал Карасев в интервью израильскому каналу ITON.TV.
Отметим, что о какой-то действительной политической конкуренции в условиях нынешней Украины говорить можно лишь гипотетически. Какая политическая конкуренция, если в застенки рискует попасть любой человек, кто недостаточно горячо поддерживает режим? По мнению председателя Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Ларисы Шеслер, высказанном в интервью изданию Украина.ру, "уровень репрессий сегодня на Украине просто запредельный, по сравнению с ним все репрессии до 2022 года выглядят просто цветочками".
Отметим и то, что далеко не все верят в скорое завершение конфликта. "Война заканчивается только в разговорах. А на деле - ещё большее обострение. Уже в декабре слышали - "заморозка"… Ещё втягиваются и Приднестровье, Грузия…", - написал один из зрителей в комментарии к видео на канале ITON.TV.
О скорых выборах, только американских, напомнил и экс-разведчик КГБ Юрий Швец. По его мнению, до этого времени Киеву необходимо добиться успеха, так как после выборов западная помощь может и прекратиться.
"Чтобы перестраховаться, желательно победой закончить эти боевые действия в этом, ну – максимум в следующем году до ноября", - сказал он в интервью на ютуб-канале "Прямой", пояснив, что "среди республиканских избирателей наблюдается падение поддержки оказания дальнейшей помощи Украине".
Швец отметил, что – "может быть и хорошо это, потому что долгая война, она никому не нужна и - прежде всего, Украине". По его мнению, для скорейшего и победного для Киева завершения боевых действий "американцы и вообще НАТОвцы должны поставить как можно больше оружия сразу, а не растягивать это во времени, как они делали это раньше".
Сколько людей уже убило на Украине это оружие, никто сейчас точно не скажет. По западным оценкам, в результате конфликта погибли уже более 200 тысяч украинцев - эту цифру назвал экс-премьер-министр Украины Николай Азаров, говоря о том, что Запад продолжает финансировать братоубийственный конфликт на Украине. Политик не считает, что это финансирование в скором времени прекратится – слишком много уже вложили в "проект".
И люди продолжают гибнуть каждый день, но киевский режим это не останавливает. А умелая работа пропагандистской машины соответствующим образом настраивает и все общество.
Известная украинская журналистка и телеведущая Диана Панченко напомнила, что украинцы до войны верили Зеленскому, обещавшему, что войны не будет, потом верили в то, что не сдадут Мариуполь, верили, что российская экономика вот-вот развалится, потом верили еще много во что, а теперь вот – спустя год после начала СВО - верят в быструю победу над Россией. Но что считать победой?
"Победой в России будут считать то, что власть назовет победой. В Украине же цель вполне четкая – освобождение Донбасса и Крыма. И давайте представим: конфликт длится в такой же стадии еще несколько лет. Выдержит ли Россия? Посмотрите на Иран, который десятилетиями живет под санкциями. Украина же выдержит только при поддержке Запада", - сказала Панченко в очередном выпуске своего видеоблога.
По ее словам, сегодня поражение Украины стало бы имиджевым ударом по европейским политикам, которые публично поддержали Киев, но – "кто сказал, что следующие элиты будут действовать так же?".
А если помощь прекратится, то какое будущее ждет еще недавно цветущую и мирную страну?
"Тогда Украина станет условным Афганистаном, Ираком или Сирией, серой зоной? Ведь если только на Донбассе восемь лет воевали, то и сейчас война может растянуться не на одно десятилетие", - предположила Панченко. И даже в случае побед - ожидания Киева на развал России не оправдаются, русские понимают цену поражения. Журналистка напомнила о давних предположениях первого главы СБУ Евгения Марчука, говорившего, что возможно применение ядерных мин, которые не являются наступательным оружием – и их использование, по мнению Марчука, не приведет к началу ядерной мировой войны.
Украинцев умело увели от желания просто нормально жить, от желания мира - к желанию воевать. Но чем и когда это закончится, никто не скажет. Россия никуда не денется, и это значит, что после этой войны на Украине просто придет ожидание войны следующей, констатировала Панченко.
Ситуация такова, что в будущем Украина может воевать и не только с Россией, рассуждает украинский политический аналитик Михаил Чаплыга. Обсуждая в интервью журналисту Александру Шелесту проблему украинских долгов, он заявил, что их украинцам никогда не отдать "без революции семнадцатого года".
"Как Китай будет неизбежно воевать с США, вот послушайте мои слова – мы неизбежно будем воевать с кредиторами, кредиторы – это Запад. И это будет война пострашнее, чем с РФ", - заявил Чаплыга, добавив, что и мир будет пострашнее нынешней войны – "это еще впереди, просто народ этого еще не понимает".