Историю с "Северными потоками" Зеленский прокомментировал на совместной пресс-конференции с премьер-министром Финляндии Санной Марин, ранее заподозренной финскими СМИ в употреблении кокаина.
"А что касается "Северного потока", мы не имеем к этому никакого отношения", - подчеркнул Зеленский.
Отвечая на вопрос, зачем вообще нужна эта версия, Зеленский упрекнул западных журналистов в желании навредить его стране.
"Чтобы замедление было помощи Украине. Я не хочу даже поводить итоги. Мы чётко понимаем, в какой сети информационно это появлялось, на каких медиаплощадках каких государств, как это могло быть, откуда эта информация могла идти. Я считаю, что это очень опасно, что некоторые независимые медиа, к которым я всегда относился с большим уважением, делают такие шаги. Считаю, что это неправильно, это играет только на руку Российской Федерации. Или есть ещё какие-то бизнес-группы, которые заинтересованы, чтобы не вводились какие-то мощные санкции потому, что страдает их бизнес. И эти группы могут быть не только на территории России. К сожалению, но нам нужно понимать, с чем мы боремся. Мы боремся с врагом. Враг один — Россия. А ещё мы боремся с теми людьми, которые кроме денег ничего для себя не видят", - заявил Зеленский.
Президент Украины заявил, что эти бизнес-группы страдают от антироссийских санкций. Кроме того, Зеленский пожаловался на те страны, которые и помогают "для галочки" Украине, и увеличили торговлю с РФ.
"Это касается многих государств, даже тех, кто входит в Евросоюз и даже является членом НАТО", - подчеркнул Зеленский.
Ранее стало известно что, согласно данным Евростата, по итогам 2022 года товарооборот России и ЕС вырос на 2,3%, до €258,6 млрд, что стало максимумом за восемь лет.
Президент Украины призвал обратить внимание именно на это.
"Я бы на это (увеличение товарооборота) обращал бы внимание и анализировал для кого это, такая дезинформация нужна. Украинцы точно этого не делали!" - указал Зеленский.
Ранее ряд западных СМИ рассказали о версии, согласно которой теракты на "Северных потоках" якобы устроила группа, финансируемая неназываемым украинским олигархом.
Так, газета New York Times сообщила о наличии разведданных, согласно которым за выводом из строя основного маршрута поставок российского газа в Европу, трубопроводов "Северные потоки", стоит некая проукраинская группировка, чьи планы необязательно были известны в Киеве. А немецкая газета Zeit написала, что следы нападения на трубопроводы ведут на Украину. При этом утверждалось, операция проводилась на яхте, арендованная у компании, расположенной в Польше, которая, очевидно, принадлежит двум украинцам. В ответе прокуратуры ФРГ на запрос РИА Новости позднее сообщили, что лодка сдавалась в аренду немецкой компанией, которая находится вне подозрений.
Профессионалы раскритиковали эту версию как несостоятельную.
"Возникает масса дополнительных обстоятельств, которые надо учитывать. На выходе с такой глубины (около 80 метров - Ред.) человек должен выполнить компрессионное обязательство. Иначе - кессонная болезнь. Значит, он должен находиться после подобного погружения 13 - 14 часов под водой. Либо же он должен пребывать несколько часов в барокамере сразу после появления на поверхности", - рассказал в комментарии изданию Украина.ру дайвер Дмитрий Джигалов.
Он отметил, что яхта с барокамерой должна была бы быать 15-20 метров длиной, не меньше.
"Либо же рядом должен был находиться корабль поддержки. Вообще очень сомнительно, что подобную операцию выполняют какие-то "энтузиасты" на яхте, а не специально обученные люди на специально оснащённом корабле", - подчеркнул он.
Примечательно, что версию западных коллег не верят даже сотрудники СМИ, выполняющих функции иноагентов. Так, военный обозреватель "Новой газеты"* (СМИ, выполняющее функции иноагента — Ред.) Валерий Ширяев, ранее работавший в КГБ и ФСБ, в эфире "Живого гвоздя" разгромил версию западных коллег.
"Трубу разорвало в нескольких частях так, что отдельные части, которые остались целы — две входные дыры — расходятся друг от друга на 260 м. Специалистов "Газпрома" допустили досмотреть две воронки: одна воронка глубиной 3 м, другая — глубиной 6 м. И одну из частей трубы загнуло внутри конструкции на 90 градусов. Такой силы был взрыв, и от него пострадал соседний газопровод. Т.е. это не тротиловая шашка. Что же мы можем сказать? Сейчас сказали, что есть некое судно — это, судя по всему, моторная яхта, на которой был экипаж из пяти человек: женщина-врач, двое подводников, капитан и помощник. И вот они и осуществили этот подрыв, они являются некими "проукраинскими силами", пишет американская пресса... Главное, что сказали мои маститые консультанты, которые имели дело с подводными диверсиями: можно говорить, что угодно, но категорически исключена самодеятельность. Это деяние — подрыв "Северных потоков" - возможно только при деятельном активном участии государства", - подчеркнул он.
По словам Ширяева, только государства имеют флот, диверсантов, военную разведку, специалистов, которые могут спланировать операцию, чтобы она закончилась успехом.
"Например, вот такие детали: при употреблении стандартной морской взрывной смеси с участием гексогена, который в полтора раза мощнее тротила, чтобы причинить такие разрушения газопроводу необходимо опустить под воду взрывчатку весом в одну тонну. Если какие-то особые мощные западные взрывчатые средства — как минимум полтонны. А теперь представьте, что вам нужно вот таким экипажем, о котором мы сейчас говорили, необходимо загрузить на яхту тонну взрывчатки. Это только одна часть. Вы должны встать на место и заранее знать, где проходит газопровод, какая у него конфигурация и какие глубины. Глубина точно известна — 80 м. На якорь там стать невозможно — это 80 м. Значит, вы постоянно подруливаете или выбрасываете общий якорь. Но это всё происходит в месте, которое можно назвать Тверской улицей: там в сутки мимо вас проходят 300-400 кораблей. Вы отключили все приборы, вас никто не видит, но мимо вас идёт караван. Далее, два подводника должны опустить на дно такой тяжёлый груз — до тонны, в условиях, когда течение, ветер, корабль сносит и вы не можете снять на якорь. Хорошо, положим они опускаются <...> - в зоне ответственности Дании и Швеции, особо контролируемой. Вы можете спуститься и работать 20 минут. После этого час вы поднимаетесь на поверхность, потому, что существует такая вещь, как декомпрессия <...> И дальше по всем правилам он (водолаз — Ред.) может идти на глубину не менее, чем через сутки. Т.е. если вы за 20 минут не уложились, боевое задание сорвано — вам нужно сутки стоять на верху. А дадут ли вам эти сутки стоять?" - пояснил Ширяев.
Он также отверг информацию о том, что тонну взрывчатки на дно могли опустить управляемые роботы. Таким образом, арендованный польский корабль разве что мог быть для отвода глаз, а совершить такую диверсию могут только государства.
Украинцы и военно-биологические программы США
В американских военно-биологических программах участвовали представители украинской власти и частных компаний, заявил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил России Игорь Кириллов.
"Минобороны России уже приводило имена участников американских военно-биологических программ <...> Сегодня мы хотели бы дополнить этот список представителями государственных институтов и частных компаний Украины, задействованных в реализации американских военно-биологических программ", — отметил он на брифинге.
Среди названных им имён - руководитель центра общественного здоровья Владимир Курпита, который руководил сотрудничеством украинских специалистов с Управлением по снижению угрозы Минобороны США (DTRA), а также организовывал сбор биологических проб у украинских граждан и их отправку за рубеж.
Также Кириллов назвал имя главы санитарно-эпидемиологического управления ВСУ Сергея Моргуна — одного из организаторов взаимодействия Минобороны Украины с DTRA. Моргун был одним из руководителей проекта UP-8, курировал исследования хантавирусов.
Он, по данным Кириллова, сменил на своем посту Сергея Литовку, который руководил опасными для жизни и здоровья испытаниями на украинских военнослужащих в рамках изучения вируса Конго-крымской лихорадки и хантавирусов.
Также в американских исследованиях была замешана заведующая референс-лабораторий Центра общественного здоровья Минздрава Украины Ирина Демчишина, которая была посредником с подрядными организациями Пентагона — компаниями Black&Veatch и Metabiota, контролировала выполнение проектов DTRA серий UP и TAP.
Также Кириллов упомянул замдиректора по международному сотрудничеству украинского Института экспериментальной и клинической ветеринарной медицины Дениса Музыку. Последний выполнял основную часть исследований в проекте UP-4
Кроме того, командующий войск РХБЗ вспомнил и о менеджере по финансам и налогам компании Black&Veatch Ларисе Пекарской, которая занималась вопросами финансирования проектов DTRA на Украине, а также связанным с ними документооборотом Black&Veatch.
Также среди обнародованных имен — менеджер компании Metabiota по исследовательским проектам и по реализации программ в странах бывшего СССР Наталия Михайловская, которая сотрудничала с Музыкой по проектам UP-4, UP-9, UP-10 и подготовке итоговой отчетности. Кроме того, вспомнили завлабораторией природно-очаговых инфекций украинского НИИ эпидемиологии и гигиены Львовского Национального медицинского университета Игоря Лозинского, который курировал модернизацию лаборатории для проведения военно-биологических исследований.
Кириллов уточнил, что у российского Минобороны есть данные более чем о ста участниках биологических программ двойного назначения. Сейчас Следственный комитет РФ проверяет на причастность к ним более десяти граждан США, а также несколько сотрудников Минобороны Украины.
По словам Кириллова, под предлогом снижения рисков Киев продолжает сотрудничать с Пентагоном по таким опасным патогенам, как возбудители сибирской язвы, натуральной оспы, чумы, лихорадки Эбола. Он не исключил, что Украина и США могут планировать провокацию, чтобы затем ответственность за нее возложить на Россию.