Юрий Апухтин: Переброску танков из Польши на Украину можно было остановить

Если Украина получит 300 танков, ситуация на фронте будет сложной, но все равно безнадежной для ВСУ. Так считает разработчик советских танков, кандидат технических наук, министр промышленности и торговли Харьковской областной военно-гражданской администрации Юрий Апухтин
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Ранее издание INTERIA.WYDARZENIA со ссылкой на слова вице-премьера, министра национальной обороны Польши Мариуша Блащака сообщило, что Польша отправила на Украину первые танки Leopard 2.
Очевидцы утверждают, что в районе Бахмута были замечены эти самые немецкие "кошки".
Юрий Михайлович, хотелось бы узнать ваше мнение как танкостроителя. В районе Бахмута были замечены танки Leopard 2. Могли ли они так быстро доехать? Как за такой короткий срок удалось перебросить машины с запада на восток страны?
— Немецкие танки могли достичь Украины только с согласия российских структур. По моему мнению, поставки тяжелой техники из Польши можно было остановить.
Во-первых, танки можно перебрасывать только по железной дороге, так как они тяжелые и украинские мосты их могут не выдержать. Технику перебрасывают через границу с Польшей, Венгрией и Словакией через ж/д тоннели, идущие под городом Львов. Наши войска их не бомбили и не накрывали.
Во-вторых, через Днепр идет всего лишь 7 мостов, которые можно было бы уничтожить. Но почему-то руководством российской армии или политической волей принято решение ничего в этом отношении не делать. Почему так происходит, у многих, в том числе у меня, вызывает вопросы.
Юрий Апухтин: кто онМинистр промышленности и торговли Харьковской областной военно-гражданской администрации
— Как данные действия можно объяснить? Возможно, есть какая-то стратегия?
Это пытаются объяснить тем, что по железной дороге танки перевозят на платформах. Они [ВСУ] могут их объединять с вагонами, в которых перемещается население Украины. Получается, если мы нанесем удар по составу с танками, то можем попасть и по людям – будет массовая гибель граждан.
Мне эта версия не совсем понятна. Поэтому, повторюсь, переброску танков на Украину можно было бы остановить. Например, один-два эшелона с поставленными ранее 62-мя танками не могли незаметно пройти мимо нашей космической разведки.
— Можем ли мы ожидать новых поставок Leopard 2 на Украину?
Танки Leopard являются разработкой Германии, но поставляют их ВСУ из Польши. У Германии таких танков очень мало, порядка 280 единиц, то есть нет даже полноценной танковой дивизии во всей стране. Но по всей Европе можно насчитать около 2000 Leopard 2, поэтому, если будет команда от Америки собрать их, то в принципе Киев может получить такое количество машин. Но при этом Запад останется сам "голый" – без танков.
Сейчас ситуация сложилась так, что Европа поставила только 62 танка – это всего лишь 2 батальона. Дали нам на них посмотреть. Они в принципе никакой погоды не делают и ничего не решают. ВС РФ их потихоньку будут сжигать на поле боя или захватывать.
Танки Leopard 2 модификации А7 и А8 военным силам Украины еще не передавали, по моим данным.
— Танки Leopard считаются лучшими машинами НАТО. Что Вы как специалист можете сказать о реальной мощи немецкой техники?
— Я руководил разработкой последнего советского танка, поэтому отлично представляю состояние по данной технике. Leopard 2 – хороший танк, разработанный давно в модификациях от А1 до А7. Сама машина по уровню равна российскому боевому танку Т-72Б3 и приближается к модификации Т-90. Сейчас у Leopard 2 идут модификации А4, А5, А6 – это довольно приличные танки.
Если говорить о Challenger, которые собираются поставлять англичане, это устаревшие машины и абсолютно не идут ни в какое сравнение с российской техникой этого вида.
— А сколько должно быть танков, чтобы серьезно переломить ситуацию на фронте в пользу ВСУ?
— Для того, чтобы западные танки оказали серьезное влияние на фронте, их необходимо как минимум 300 штук и более. То есть должна быть танковая дивизия. В принципе, американцы по Европе могут насобирать такое количество: могут дать команду Хорватии, Венгрии, Румынии, Польше. Пойдет ли Запад на это, трудно сказать.
Если ВСУ получат 300 и более танков, ситуация будет сложной на фронте. Но, во-первых, эти машины абсолютно безнадёжны – советских танков на базах хранения у России гораздо больше. По моим старым данным, их более 10 тысяч. Да, некоторая техника устарела, но ее восстанавливают модернизируют.
Во-вторых, даже если Запад поставит на Украину такое количество танков, не обязательно, что он добьется колоссального перевеса на линии фронта: в чём-то где-то ВСУ могут нас переиграть, но глобально это не решит проблемы [для ВСУ].
Blick: Германия просит у Швейцарии танки своего производства, обещая не отдавать их КиевуГермания попросила Швейцарию продать концерну Rheinmetall часть партии из 96 танков Leopard 2, находящихся в резерве армии, и пообещала не отправлять их Киеву, сообщила газета Blick со ссылкой на Федеральный департамент обороны, защиты населения и спорта (DDPS)
— Юрий Михайлович, давайте от танков перейдем к людям, мы знаем, вы сейчас занимаетесь этими вопросами в военно-гражданской администрации. По нашей информации речь идет о 70 тысячах беженцев из Харьковской области, которые приютились в лагерях Липецкой, Воронежское, Белгородской областей. Эти люди тоже готовились к референдуму о вхождении в Россию. Как проходит их интеграция? Есть ли жилье, работа, медобеспечение?
—Да, действительно. По нашим данным, около 80 тысяч беженцев с Харьковской области находится на территории России. В основном они сосредоточены в 4 регионах: Белгородской, Воронежской, Луганской областях и частично – в Краснодарском крае и Воронеже.
Задача номер один военно-гражданской администрации (ВГА) – обеспечение людей необходимыми документами. Многие украинцы имеют просроченные паспорта, у кого-то вообще нет бумаг или они частично утеряны. Поэтому через ВГА беженцы оформляют документы, подтверждающие, что они действительно являются жителями Харьковской области и прибыли оттуда по причине боевых действий на территории Украины.
Во-вторых, в регионах открыты отделы по трудоустройству, которые помогают сотрудникам бюджетных организаций и специалистам ВГА, найти работу. Мы даём сведения, кто наши люди, чем они занимались – особенно этого касается работников полиции, здравоохранения, школьных преподавателей. Далеко не все из них имеют полный комплект документов для устройства на работу. Мы рекомендуем их (что человек не просто с улицы пришел) и помогаем устроиться по специальности.
Кроме этого, очень много беженцев-пенсионеров. На обозначенных территориях при наших филиалах ВГА работают отделы пенсионного фонда. Они оформляют для престарелых людней весь перечень документов, необходимых для получения российской пенсии. Сейчас гражданам пока что выдается не пенсия, а денежное пособие, которое выделяет государство для их существования.
— Все ли беженцы хотят принять российское гражданство?
— Да, подавляющее большинство хотят принять российское гражданство – без всяких вариантов. Есть беженцы, которые сомневаются, но таких мало. Потому что здесь оказались русские люди (при том, что приехать в РФ было очень сложно), которые настроены жить в Россией и дальше. Остальные беженцы эмигрировали в Европу через Польшу и Румынию.
Дело в другом. Возникают различные нюансы организационного плана. Я столкнулся с семьей, где жена и дочь находятся здесь в Белгороде и хотят оформить гражданство РФ, а муж находится на Украине и не дает разрешения на это. Нам пришлось подключать белгородские миграционные службы, чтобы они оказали содействие в решении щекотливого вопроса.
— Как Вы помогаете детям беженцев?
— Все дети учатся в российских школах, естественно, по российским программам. Мы оказываем им помощь учебниками, необходимыми пособиями. В Белгороде образовался клуб детского творчества "Теремок" для школьников 7-10 лет, в котором уже занимается 50 человек. Для учреждения был организован школьный автобус, который возил детей из лагеря под Белгородом.
— Как Вы лично помогаете беженцам? Откуда изыскиваете средства на это?
— Помимо вышесказанного, я как министр промышленности и торговли военно-гражданской администрации Харьковской области занимаюсь вопросами гуманитарной помощи жителям. Мы организуем заявки от граждан, в чем конкретно они нуждаются. По этим формам мы работаем с благотворительными организациями России: фонды, банки, бизнес-структуры. Простые граждане присылают деньги: организуют конвой и доставляют продукты питания, одежду, постельное бельё и другие вещи.
Некоторые госведомства, например, Министерство просвещения России оказывало гуманитарную помощь нам, но в основном поддерживают негосударственные структуры. За 5 месяцев с сентября по январь 2023 года получили гуманитарной помощи более 40 тонн, которые раздали беженцам на этой территории.
Не могут позволить себе даже еду: украинские беженцы в Швеции оказались на грани выживанияСотни украинских беженцев, приехавших в Швецию, не могут себе позволить даже еду и обращаются в благотворительные организации. Сюжет об этом на днях выпустил местный телеканал SVT
— Какие категории людей обеспечиваются гуманитарной помощью? Какие есть трудности?
— Во-первых, это семьи беженцев, сотрудники ВГА и их родственники (их около 200 человек). Во-вторых, российские и луганские военные, которые находится на линии фронта – несколько раз возили гуманитарные посылки им.
Больше всего нуждается полоса в Харьковской области между бывшей российско-украинской границей и линией фронта. Она по ширине 20-30 км, по длине вниз 80 км – там находится около 16 сел. Они, естественно, уже не Украина, и туда их через российскую границу уже не пропускает. Эта серая зона в очень тяжёлом состоянии, там нет света.
Поэтому наша главная задача – доставка туда продуктов питания, одежды, необходимых бытовых предметов: спички, свечи, банки для консервирования, батареи для телефонов, генераторы, медикаменты. С последними довольно трудно – того, что мы получаем, недостаточно.
Рекомендуем