Однако власти Украины и западные военные аналитики не видят пока признаков концентрации российских войск в этом регионе. В качестве аргумента западные эксперты ссылаются на строительство укреплений на российской стороне и минировании подходов к ним.
О безопасности в регионе на днях говорил и губернатор Харьковской области Олег Синегубов на встрече с представителями бизнеса. Губернатор упрашивал бизнесменов вернуться в Харьков, который потерял значительную часть доходов после эвакуации из региона. К тому же в регионе скоро стартует посевная кампания. «Из-за боевых действий и масштабных минирований пока мы рассчитываем засеять 40% посевных площадей», — сообщил Синегубов.
В самом же городе сейчас проживает около 1,1 млн человек. По данным мэрии города на февраль, в Харькове работали чуть более половины (55%) от прошлогоднего количества СТО, химчисток, автомастерских, парикмахерских и 50% ресторанов и кафе. Открылись также 80% от прошлогоднего количества рынков и магазинов.
Куда хуже обстоят дела с промышленным производством. Предприятия по металлообработке, например, испытывают нехватку сотрудников. В этой сфере, в отличие от сферы обслуживания, большинство квалифицированных работников были мужчинами призывного возраста. Так и не смогли найти работников многие из тех промышленных предприятий, которые год назад эвакуировались на западную Украину.
После того как работодателей на Украине обязали принимать на работу только со справкой о постановке на воинский учет, многие из них стали практиковать неофициальную занятость. Харьковское издание «Ассамблея» утверждает, что недавно одна частная компания даже объявила о банкротстве, так как с нее разом уволились 80 человек, узнав, что работодатель будет подавать списки военнообязанных.
Другие собеседники издания рассказывают, что предпочитают работать неофициально, чтобы не попасть на фронт. «Работал на стройке по договору. Месяц поработал и потерялся, в процессе оформили банковскую карту. Всё выплатили. По договору работал до 5 января, а дальше надо было петлять в офис и продлевать. Естественно, я потерялся и не продлил. Сегодня сообщают, что я попал в какой-то там список, где с этой конторы должны явиться на мобилизацию 200 человек. Естественно, я там уже не числюсь, так как договор не продлен. Эта контора любезно предоставила мои данные ТЦК [военкомату]. В понедельник пойду качаться с конторой, и ни в какой ТЦК, естественно, не пойду», — рассказывает сайту «Ассамблея» один из харьковских строителей.
Безработных харьковчан с начала года активно записывают в так называемую «Армию восстановления» под угрозой лишения пособия. «С биржи отправили, печально. Платили 5 месяцев по безработице, потом сказали, нужно восстанавливать дома. Заработал себе грыжу. Всё руками таскать тяжело, один раз кормят, полчаса обед. Нужно таскать всякие газоблоки и кирпичи на 7 этаж. За 6500 грн. (9000 р.) — это "грязными" [до вычета налогов]. Но оно этих денег не стоит, это адский труд», — рассказывает один из харьковских безработных, «добровольно» записанных в «Армию восстановления».
Одна из работниц Харьковского завода имени Малышева также рассказывает об ужасающих условиях работы на заводе. «Цех неотапливаемый. Какая температура на улице, такая и в цеху. В основном работают старики 55–70 лет. Если вы устроились табельщицей или клавиатурку в теплом офисе нажимать, тогда нормально. А если вы работаете в морозильнике возле станка, тогда я вам расскажу про затраты, которые вы пока не видите. Зимой это лекарства. Ваша зарплата в 12 000 грн. (15 000 р.) будет уходить на еду, коммуналку, простывшее горло, сопли, повышенную температуру, бонусом будут хронические заболевания. Той зарплаты, которую вы заработали, вам не хватит. На похороны. На ваши похороны. Зато начальство ездит на джипах за 50 000 долларов… Вам нужна такая Украина? Пенсию в 40 долларов вы получите, если доживете», — пишет одна из работниц завода имени Малышева.
Мужчинам же, которым не удалось «отпетлять», как вышеупомянутый харьковский строитель, ждут окопы Артемовска, куда из Харькова перебрасывают подкрепления. Несмотря на заверения в безопасности, большая часть гостиниц Харькова спешно переоборудуются под госпитали. Обе линии обороны ВСУ западнее Печенежского водохранилища тоже пытаются оперативно оборудовать новыми укреплениями.
Харьковских теробороновцев тем временем в конце февраля уже отправили в Артемовск (Бахмут), причем без командиров, которые предпочли отсидеться в тылу. Речь идёт о 227 батальоне 127 бригады территориальной обороны города Харьков. Как выяснилось на днях, командир батальона Черкашин Олег (позывной «Испанец») на передовую с подчиненными не поехал. Вместо этого комбат посещает церемонии награждения в Харькове.
Харьковских теробороновцев тем временем в конце февраля уже отправили в Артемовск (Бахмут), причем без командиров, которые предпочли отсидеться в тылу. Речь идёт о 227 батальоне 127 бригады территориальной обороны города Харьков. Как выяснилось на днях, командир батальона Черкашин Олег (позывной «Испанец») на передовую с подчиненными не поехал. Вместо этого комбат посещает церемонии награждения в Харькове.
Его же подчиненным уже не хватает мест на харьковских кладбищах. Как сообщил в начале марта заместитель директора департамента ЖКХ горсовета Харькова Евгений Пасенов, «Аллею славы» на харьковском кладбище № 18 необходимо расширять, поскольку там заканчиваются места для захоронения украинских военных. Сейчас только на этом кладбище захоронены более 700 украинских военных. Почти весь выделенный участок занял личный состав харьковской ТрО, 92 бригады ВСУ (Харьковская область) и подразделений местной нацгвардии.