Поездка руководителя американского внешнеполитического ведомства имеет очевидную цель. Блинкен стремится вывести эти страны из сферы влияния их ближайших соседей – Российской Федерации и Китая.
Причем действует совершенно открыто, не прибегая к свойственному дипломатическому корпусу политесу.
Как подсчитали журналисты, выступая в казахской столице Астане, на совместной пресс-конференции с главой министерства иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди, глава американского Госдепа более десяти раз обвинил Россию в агрессии по отношению к Украине. А потом ультимативно потребовал присоединиться к санкционной войне против Москвы.
Досталось и Китаю. Во время визита в Казахстан Блинкен пригрозил Пекину санкциями против китайских компаний и частных лиц – если Поднебесная окажет военную помощь России.
Причем, слова главы Госдепа прозвучали на фоне масштабной информационной атаки американского правительства, которое снова перекладывает на Китай ответственность за пандемию коронавируса.
Место для этого заявления было выбрано не случайно. Блинкен символически продемонстрировал намерение расширить американское присутствие в Средней Азии, потому что этот регион расположен в традиционной зоне влияния России и Китая, между главными стратегическими противниками США.
Среднеазиатские оазисы представляют для Вашингтона серьезный геополитический интерес, не ослабевающий еще с тех времен, когда американский журналист Хирам Бурман путешествовал по Турксибу на страницах "Золотого теленка".
Однако публичная реакция среднеазиатской элиты пока что выглядит достаточно сдержанной. Конечно, казахские и узбекские лидеры расточаются перед Блинкеным в восточной любезности, встречая его примерно так, как когда-то принимали членов Политбюро.
Однако хорошо заметно, что они, по возможности, стараются избегать прямой антироссийской и антикитайской риторики, ограничиваясь дежурными фразами и обещаниями придерживаться политики санкций.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что его страна готова развивать сотрудничество с США в области безопасности, энергетики, торговли и инвестиций. А исполняющий обязанности министра иностранных дел Узбекистана Бахтиёр Саидов высказался еще более обтекаемым заявлением.
"Я внимательно выслушал ваши замечания и оценки ситуации в Центральной Азии и в целом в мире. Я хочу подчеркнуть, что у нас общие приоритеты по процветающей, стабильной и мирной Центральной Азии", – заявил он после беседы со своим американским коллегой.
Конечно, эти лозунги за мир во всем мире озвучиваются среднеазиатскими политиками во время официальных приемов.
Доверительные разговоры с Блинкеным, которые состоялись за закрытыми дверями, наверняка имеют совершенно другой характер и проходят под прессингом американского дипломата.
Глава Госдепа жестко давит на местные элиты, требуя максимально дистанцироваться от России под угрозой санкционного наказания.
Это серьезные угрозы – ведь речь идет о судьбе многомиллиардных активов, размещенных в западных банках, которые могут быть заморожены по первому требованию Вашингтона.
Не говоря уже о том, что американцы могут применить против строптивых правителей хорошо опробованные технологии политических переворотов, с участием исламистского подполья и представителей так называемых некоммерческих организаций, которые финансируются американскими и европейскими грантами.
Тем не менее, в краткосрочной и среднесрочной перспективе страны Средней Азии однозначно не перейдут в сферу политического влияния США. Потому что они слишком зависят от финансово-экономических, логистических и политических контактов, налаженных с Москвой и Пекином.
Это убедительно доказывают кризисные события 2022 года. Несмотря на то, что Казахстан формально придерживается санкционной линии Запада, его товарооборот с северной соседкой в среднем увеличился на 20-30%.
В Россию массово хлынули товары, которые никогда не производились казахами – начиная от бытовой техники, компьютеров и смартфонов, и заканчивая новейшим специализированным оборудованием, необходимым для высокотехнологичного производства.
Казахстан, как и многие другие постсоветские страны, превратился в удобный хаб для импортозамещения, подрывающего действие западных санкций.
Судя по всему, Блинкен потребовал в Астане прикрыть эту лазейку. Однако реальное соблюдение санкционной политики угрожает среднеазиатским странам чересчур большими убытками, подрывая их экономику и торговлю.
"Мы очень внимательно следим за соблюдением санкций и ведём постоянную дискуссию с рядом стран, включая наших партнёров – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, – по поводу побочных экономических эффектов", – признает это глава Госдепа США.
Блинкен пообещал выделить Средней Азии 25 миллионов долларов – "для диверсификации торговых путей и создания рабочих мест". Но это ничтожные цифры в сравнении с доходами от торговли между бывшими советскими республиками и Россией. И в случае их разрыва США не в состоянии компенсировать такие значимые потери.
Кроме того, Казахстан и Узбекистан завязаны на Москву важнейшими проектами в энергетической сфере.
В начале февраля три страны обсудили между собой вопросы поставки российского газа в Узбекистан через территорию Казахстана – с помощью магистральных газопроводов "Бухара-Урал" и "Средняя Азия-Центр".
Реализация этой инициативы позволит "Газпрому" поставлять голубое топливо в Китай, при явной заинтересованности Пекина, который стремится к диверсификации газовых магистралей.
Не менее серьезные инициативы реализуются сейчас и в атомной энергетике.
"Правительство Казахстана передало доли в трех урановых предприятиях компании "Ураниум Уан Груп", входящей в российскую госкорпорацию "Росатом". В результате РФ станет крупнейшим поставщиком урана в мире, а Казахстан получит новую мощную атомную электростанцию и решит энергетические проблемы.
Сейчас стороны согласовывают детали проекта строительства АЭС, его финансовую модель", – написал журналист Сергей Мардан.
Кроме того, среднеазиатские республики зависят от России в сфере миграционной политики.
Миллионы рабочих, которые приезжают на московские стройки, поддерживают своими доходами местную экономику, что позволяет избежать масштабного социального взрыва.
Наконец, в Китае и России следят за американскими действиями в Средней Азии, и постараются купировать шаги Госдепа с помощью собственных политических инициатив – чтобы не получить у себя под боком враждебные государства с марионеточными правительствами под контролем США.
"Мне представляется, что по мере того, как российско-западные отношения будут и дальше ухудшаться, Казахстан никуда не сбежит с подводной лодки. Дело же не только в российско-западном противостоянии.
Китай пытаются обложить со всех сторон. И Китай, который имеет сопоставимое с Россией влияние на казахстанскую политику и экономику, тоже не будет смотреть равнодушно на то, как Запад будет стараться перетащить Казахстан на свою сторону.
Ни Китай, ни Россия не позволят создать из Казахстана вторую Украину", – предупреждает об этом руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.