Он умер 1 марта 1957 года в Москве и был похоронен Кремлевское стене. Вторым из захороненных там киевлян. Среди тех 115 человек, которые в разной степени олицетворяли собой гордость и честь, славу и достижения как советской страны, так и мирового коммунистического и рабочего движения.
Звали его Сергей Жук. А попал он туда, проделав удивительный путь: от белогвардейского офицера и узника ГУЛАГа за антисоветчину до кавалера трех орденов Ленина, и звезды Героя Социалистического Труда.
И если есть на земле олицетворение понятия "социальный лифт", то это он — человек и пароход, зек и герой, инженер и гидростроитель, генерал и академик, канал и институт. Причем вершиной его деятельности стала Москва, которую, благодаря ему иногда называют "портом семи морей". Он к этому непосредственно причастен.
Более того, этот Жук только в советский "архипелаг ГУЛАГ" попадал дважды. И дважды из него выбирался. Первый раз — в 1931 году, когда был арестован ОГПУ СССР по делу "Весна", с помощью которого чекисты "чистили" Красную армию от бывших царских и белогвардейских офицеров. Как и сотни других офицеров, поверивших и даже воевавших за советскую власть, уличенных, разумеется, в контрреволюционной деятельности, он тоже был обвинен и осужден. Дело это еще называют "гвардейским", потому что судили еще императорскую гвардию, честь и славу русского офицерства. Было расстреляно более тысячи человек, которые во многом обеспечили победу в гражданской войне. Красной гвардии. Он тоже был из гвардии. Только белой.
Но его не расстреляли, а направили на строительство Беломорско-Балтийского канала, что и стало для него настоящим звездным часом. Оттуда он выбрался ужен героем.
Второй раз его имя упомянул в своей книге "Архипелаг ГУЛАГ" уже Александр Солженицын, назвав одним из "главных подручных у Сталина и Ягоды". В своей нашумевшей книге "Двести лет вместе" Солженицын написал: "Впору было бы зэкам выложить на откосах канала шесть фамилий -- главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наемных убийц, записав за каждым тысяч по сорок жизней: Семен Фирин, Матвей Берман, Нафталий Френкель, Лазарь Коган, Яков Рапопорт, Сергей Жук. Да приписать сюда, пожалуй, начальника ВОХРа -- Бродского. Да куратора канала от ВЦИК - Сольца", на совести которых гибель десятков тысяч людей ("записывая по сорок жизней на каждую тысячу").
Эта книга Солженицына вышла на Западе в 1973—1975 годах, и к тому времени Сергея Жука уже как 16 лет не было в живых. Но его родные, соратники, друзья, коллеги и сторонники возмущались и требовали от Солженицына убрать фамилию из числа убийц и не бесчестить доброе имя.
Солженицын сначала отвечал, что его книга написана не на архивных данных, а на воспоминаниях 257 бывших зеков сталинских лагерей книга — лишь "опыт художественного исследования" той страшной действительности, а значит, именно так к ней следует относиться. И что никаких изменений в текст он вносить не будет, так как "тема для автора закрыта, и он не собирается к ней возвращаться". Однако в последующих изданиях "Архипелага ГУЛАГа" фамилии нашего героя уже нет, и "сталинских убийц" уже пять, а не шесть. Упрямый и обычно непреклонно-несгибаемый нобелевский лауреат поправил свой обессмертивший его текст, а это, согласитесь, дорогого стоит. А наш герой был реабилитирован и навсегда освобожден от морального груза и в вечности. И второй раз выбрался из ГУЛАГа.
© antifashist.com
Сергей Яковлевич Жук вместе с земляком, командармом 1 ранга и бывшим полковником императорской армии Сергеем Каменевым, вторым киевлянином, захороненным в Кремлевской стене, забыт сегодня в Киеве. И в Украине вообще. Хотя сам себя все время считал украинцем. А большинство гидротехнических сооружений советского периода в Украине так или иначе пользовались его наработками и научно-практическими принципами в области масштабного гидростроения.
А еще этот киевский Жук, как уже было сказано, прожил поистине уникальную жизнь и действительно неслабо проехался в "социальном лифте" на тектоническом изломе двух эпох: гибели старого и рождения, становления нового миров.
Новому миру он помог, органично вписавшись в него. Пройдя по жизни путь от киевского гимназиста и до офицера-белогвардейца, который только через плен перешел в Красную армию, до советского инженера и зека ГУЛАГа, который стал кавалером орденов Ленина, боевого и трудового Красного знамени, двух орденов Красной звезды, Героем Социалистического труда, академиком и лауреатом Сталинской премии, нашедшим свой последний приют в Кремлевской стене.
© antifashist.com
Родился Жук 23 марта (4 апреля) 1892 года в городе Киев в семье служащего. Учился во 2-й Киевской гимназии, а после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, через год перевёлся на второй курс Института инженеров путей сообщения, который, по официальной биографии и закончил в 1917-м. По неофициальным же данным, в связи с острой нехваткой офицеров был переведен для дальнейшего обучения в Алексеевское военно-инженерное училище в Киеве, из которого в ноябре 1916 года вышел инженером-сапером в сапёрный батальон в Сибири. Там его и застала гражданская война, которую он начал в армии "повелителя Сибири" адмирала Александра Колчака.
В 1919 году с остатками армии Колчака подпоручик Жук попал в плен и работал по специальности уже при Красной армии. И уже тогда пытался заняться своим любимым делом, которое он сам себе определил — инженерию и гидротехнику в гидростроительстве. Потому что еще 1917 году он, согласно его воспоминаниям, получил большую золотую медаль за разработку дипломного проекта "Водный путь от Онежского озера до Белого моря".
В 1921—1922 годах Жук работает в Северо-Западном водном управлении, затем, окончательно перейдя в Красную армию на службу, преподаёт инженерное дело в Объединённой Киевской военной школе имени, кстати, упомянутого выше земляка Сергея Каменева, в Сумской артиллерийской и в Полтавской пехотной школах. В своей автобиографии Жук называет "переломным" 1924 год. Тогда он, перейдя в наркомат путей сообщения и испытывая недостаток производственного опыта, покидает Ленинград, и идёт работать простым подрядчиком на строительство шлюза и плотины на реке Шексне на Вологодчине.
Через 3 года Жук снова возвращается к проектной работе и в 1928 году даже едет в командировку в Германию для изучения вопросов строительства и эксплуатации каналов. Это тоже предопределило его арест 10 января 1931 года и обвинения в причастности к контрреволюционной офицерской организации, работавшей в интересах "иностранных врагов". Так он и попадает на строительство Беломорканала, работая простым инженером.
И вот здесь его судьба делает самый удивительный кульбит, превращая жизнь в какую-то до сих пор неразгаданную мистификацию. Украинский историк Ярослав Тинченко, исследовавший архивные следственные материалы по делу "Весна" и написавший об этом очерк "Создатели Беломора", со ссылкой на материалы следственного дела, хранящегося в государственном архиве Службы безопасности Украины. В нем описан жизненный путь Жука… Андрея, который в деталях совпадает с основными вехами биографии нашего героя — Сергея.
Сходится абсолютно все, до мельчайших деталей как происхождения, так и жизненного и трудового пути. Кроме имени. На этом основании Тинченко делает странный вывод, но крайне украино-патриотический вывод: "Пока же Андрей (он же — Сергей) Жук числится пропавшим без вести. Скорее всего, он погиб в ГУЛАГе. Как почти и сто тысяч "каналоармейцев", более тысячи расстрелянных в Сандормохе соловецких узников и миллионы других репрессированных".
Другие вообще указывали, что речь идет о двух братьях-близнецах. Причем первую часть прожил белогвардеец Андрей, а вторую – зек и потом социалистический герой Сергей, о догулагосвской жизни которого вообще ничего не известно. И такое действительно могло бы быть. Но в семье кивеского приват-доцента та Якова Жука по документам был один сын. По версии Тинченко, Андрей. По официальной биографии Героя Соцтруда – Сергей, наш Сергей Яковлевич из Кремлевской стены. И тайна сия до сих пор не выяснена. Родственники и потомки Сергея. Ясное дело, ничего об этом знать не хотят.
Но как бы там ни было, а уже через год после ареста, Андрея, ставшего Сергеем, в 1932 году амнистировали и даже условно-досрочно освободили — "для более эффективного использования на строительстве". И он даже переходит в органы безопасности (НКВД), курирующие строительство и безжалостно обеспечивающие ее рабсилой из числа заключенных. И так хорошо и продуктивно работает заместителем главного инженера "Беломорстроя", что уже в августе 1933 года, к моменту пуска канала в строй, награждается своим первым орденом Ленина.
После Беломорканала Жук был откомандирован на строительство следующего важного объекта — канала Москва-Волга. В декабре 1933 года стал его главным инженером, а в 1936 году получает звание дивизионного инженера (что-то вроде полковника). Под непосредственным руководством Жука на 128 километрах канала было сооружено более 200 различных гидротехнических сооружений. Канал был пущен в строй уже в марте 1937 года, а Жук за исключительные заслуги в строительстве был даже награжден легковой автомашиной "ЗиС".
Дальше Жук только разрабатывает проекты и воплощает их в жизнь. Даже в годы Великой Отечественной войны он либо строит новые гидрообъекты и гидроузлы, либо приспосабливает для военных нужд старые. 22 февраля 1943 года он стал "генерал-майором инженерно-технической службы".
Тогда же, сразу после окончания Сталинградской битвы, начались проектно-изыскательские работы по строительству канала Волга-Дон. И опять под непосредственным руководством Жука. В феврале 1948 года начались земельные работы, и уже 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня уже началось движение судов, и каналу было присвоено имя Ленина. Это был очередной рекорд страны Советов: под руководством Жука было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона, для прохождения полного пути из Волги в Дон было сооружено 13 шлюзов, разделенных на Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы.
В ходе строительства Волго-Донского канала Жук дважды становился лауреатом Сталинских премий, получил еще два ордена Ленина и орден Красного Знамени. А 19 сентября 1952 года за особые выдающиеся заслуги ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1953 году Жук избран академиком АН СССР по направлению "гидротехника" и возглавил фактически выпестованное им и его командой Управление проектирования, изысканий и исследований для строительства гидротехнических сооружений, ставшее впоследствии институтом "Гидропроект" Министерства электростанций и электропромышленности СССР (ныне Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Гидропроект" имени Жука). До последнего своего дня академик и генерал Жук руководит работами по Сталинградской, Саратовской гидроэлектростанциям на Волге, Воткинской и Нижнекамской на Каме и другим гидротехническим сооружениям.
Умер он 1 марта 1957 года. И место в Кремлевской стене ему было гарнатировано. Кроме "Гидропроекта", имя Жука присвоили теплоходу на Украине в Днепродзержинске, улицам в некоторых городах.
Но даже не в достижениях и наградах главное — после этого человека стране и ее науке остался обобщенный научно-исследовательский, конструкторский и исполнительский опыт гидроэнергетического строительства и целая уникальная школа гидротехников. И уже не так и важно, работал ли он, бывший белогвардеец, ставший красным инженером в погонах, так неистово, потому что поверил в новый мир. Или же без веры трудился так сознательно, чтобы спастись от возможной расправы, которую он видел собственными глазами в каждом зеке ГУЛАГа, зачастую безвинно уложенном в фундамент его великих строек. В КПСС Жук вступил лишь в 1942 году, но его каналы стали памятниками тому великому и страшному времени.
И именно работа киевлянина Жука сделала Москву "морским городом", портом пяти или даже семи морей.
© antifashist.com
Беломорканал, канал имени Москвы и Волго-Донской каналы соединили Москву с Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным "естественными" морями, и двумя искусственными — Московским (Иваньковским) и Рыбинским (бывшим Куйбышевским). А есть же еще семь водохранилищ, рукотворных морей: Химкинское, Клязьминское, Пироговское, Пестовское, Учинское, Пяловское и Икшинское.
Кроме того, Жук напоил столицу в прямом и переносном смыслах — по каналу имени Москвы в столицу пошли основные массивы питьевой и технической воды. И это спасло Москву от техногенной, экологической и даже гуманитарной катастрофы. В конце 1920-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд. А теперь, как видим, ничего.
... И, может быть, именно поэтому на современной Украине Жук предан забвению — за то, что напоил "москалей". А может, еще и потому, что на фоне его свершений еще отчетливее стало бы видно, что он строил, а нынешние только разрушают. Причем на Украине, которой они так клянутся в любви и которую бросили войну, стирающуюю ее с карты мира…