Риторические протесты. Почему Венгрия не на словах, а на деле не защищает права нацменьшинств на Украине

Создаётся впечатление, что для венгерских властей положение закарпатских венгров лишь вопрос политической риторики. Чем оно хуже, тем лучше политикам в Будапеште, и не только находящимся у власти
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) по инициативе Венгрии и Румынии обратится в Венецианскую комиссию по вопросу положения нацменьшинств на Украине. Об этом заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто, который 15 февраля вместе с румынским коллегой Богданом Ауреску посетил штаб-квартиру ПАСЕ в Страсбурге.
Олег Хавич: кто онУкраинский журналист, политолог, политический аналитик, собственный корреспондент издания Украина.ру в Восточной Европе
Как известно, в Закарпатской области компактно проживает венгерская община, численность которой превышает 100 тысяч человек. А число румын, которые живут в Закарпатской, Черновицкой и Одесской областях, превышает 300 тысяч.

«Мы искренне надеемся, что международное сообщество, Евросоюз и международные организации принудят Украину к осуществлению решения комиссии, как это было много раз в случае венгерского законодательства»,

— сказал Сийярто, явно имея в виду тот факт, что Киев до сих пор не выполнил рекомендации Венецианской комиссии по закону о языках от 2017 года.
Напомню, Венецианская комиссия — консультативный орган Совета Европы по конституционным вопросам. Основная форма работы комиссии — анализ законов и законопроектов государств-участников, затрагивающих проблемы конституционного права, в том числе стандарты выборов, права меньшинств и т. п.
В начале сентября 2017 года на Украине был принят закон «Об образовании», который существенно ограничил использование языков национальных меньшинств в образовательной сфере. Речь шла о фактической ликвидации системы школ с венгерским и румынским языками населения, существующей в местах компактного проживания этих нацменьшинств на территории Украины с 1945 года.
Украина отказалась изменять закон об образовании ради компромиссов с ВенгриейУкраина не будет вносить дополнительные изменения в закон об образовании ради компромиссов с Венгрией. Об этом накануне в эфире программы «Право на власть» заявил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба
После этого министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт заблокирует мероприятия с участием Киева по линии ЕС и НАТО до того момента, пока не будет достигнуто соглашение по языковым вопросам. Президент Румынии Клаус Йоханнис отменил визит в Киев, намеченный на октябрь 2017 года. И даже МИД Польши пообещал «обеспечить полякам на Украине доступ к обучению на польском языке», хотя мест компактного проживания поляков в этой стране нет, а школ с польским языком преподавания всего несколько. Власти упомянутых стран обратились в ООН, ЕС, Совет Европы и ОБСЕ с призывом акцентировать внимание на новом украинском законе.
В октябре 2017 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой рекомендовала Киеву пересмотреть закон об украинизации образования. По мнению ПАСЕ, новые правовые нормы «приводят к значительному сокращению прав ранее признанных национальных меньшинств в получении образования на их собственном языке». В декабре того же года Венецианская комиссия официально рекомендовала Киеву внести в закон поправки, чтобы сделать его более сбалансированным и не допустить дискриминации в обществе. Но все эти «настойчивые рекомендации» киевские власти просто проигнорировали.
Не будет Пушкина, Булгакова и Гагарина. На Украине начался новый этап дерусификацииВо вторник, 26 апреля, в Киеве приступили к демонтажу монумента российскому и украинскому рабочему под аркой Дружбы народов. Скульптурную композицию установили в 1982 году в ознаменование воссоединения России и Украины
Стоит отметить, что главной целью украинизации школ была их дерусификация, поскольку именно на русском языке тогда фактически разговаривала большая часть населения подконтрольной Киеву территории Украины. Ведь если языки, являющиеся государственными в Европейском Союзе (то есть венгерский, румынский и польский) даже после ликвидации специализированных школ можно было использовать в учебном процессе достаточно широко, то русский запрещалось изучать даже в формате факультатива или кружка.
Россия тогда пыталась объяснить европейцам, что речь идёт о нацистской практике, которая рано или поздно будет распространена на их нацменьшинства, но в Брюсселе и других европейских столицах Москву упорно не хотели слышать. Будапешт вёл собственную «языковую войну» с Киевом, а в Бухаресте и Варшаве не оставляли надежд договориться, а в защиту миллионов русскоязычных граждан Украины вообще никто не высказался.
Глава МИД Венгрии, выступая в Страсбурге 15 февраля, отметил, что в последние семь-восемь лет венгерско-украинские отношения в основном определялись политикой Киева, который «шаг за шагом нарушал и отбирал права у венгерской национальной общины». По его словам, итоговое решение Венецианской комиссии должно быть подготовлено к июню текущего года. Стоит добавить, что касаться оно будет как описанного выше украинского закона об образовании, так и принятых позже, но не менее дискриминационных, законов о языках и о национальных меньшинствах (сообществах).
При этом, судя по всему, обратиться решили в Венецианскую комиссию не собственно в ПАСЕ, следующее пленарное заседание которой состоится только в апреле 2023 года, а генеральный секретарь этой организации Мария Пейчинович-Бурич — с ней Петер Сийярто встретился 15 февраля в Страсбурге.
Действительно, сложно представить себе, что подобное обращение было бы поддержано на пленарном заседании ПАСЕ, где будут присутствовать десятки русофобских «депутатов гончаренок», причём не только с Украины. Да и венгерско-румынский проект обращения удалось спокойно провести через мониторинговый комитет ассамблеи только потому, что это произошло в последний день пленарного заседания ПАСЕ в январе этого года.
На Украине объявили «дерусификацию»: снесен бюст ПушкинаГородской совет Мукачево (Закарпатская область Украины) объявил войну всему русскому - как пережитку «российско-имперского прошлого». Сообщение об этом было опубликовано 7 апреля на странице горсовета в Facebook*
Главная заслуга венгерской дипломатии состоит в том, что Будапешту удалось привлечь Бухарест к своей войне с Киевом по поводу прав национальных меньшинств. Румыны отказывались идти как на конфликт с киевскими властями, которым предоставляют военную помощь, так и на контакт с венгерскими, которые принципиально занимают в этом вопросе противоположную позицию.
Но установленный украинским законом срок ликвидации системы школьного образования на языках нацменьшинств — 1 сентября 2023 года — все же привёл к созданию неформального венгерско-румынского союза. Своеобразным его символом стала встреча глав МИД Венгрии и Румынии с бывшим многолетним главой Венецианской комиссии, а ныне её специальным представителем — Джанни Букиккио.
Однако на этом положительные новости заканчиваются. По слухам, новая глава Венецианской комиссии Клэр Бази-Малори отказалась встретиться с Петером Сийярто и Богданом Ауреску. Формальный повод — чтобы не заподозрили в ангажированности, фактический — указание из Парижа, который сейчас всячески поддерживает Киев. Да и французского меньшинства на Украине нет, так что проблемы новых европейцев старых не особо волнуют.
Но главное совсем не в этом, а в том, что громкие заявления из Будапешта в защиту национальных меньшинств на Украине звучат, мягко говоря, неискренне. Вышеупомянутые обещания заблокировать мероприятия с участием Киева по линии ЕС и НАТО давно ограничиваются только Альянсом, куда Украина не вступит в обозримом будущем. А вот процесс получения Украиной статуса страны — кандидата в члены ЕС Венгрия не заблокировала ни в процессе обсуждения, ни на саммите Евросоюза в июне 2022 года. То есть инструмент давления на Киев у Будапешта был, но его по какой-то причине не использовали.
Подчеркну: по этому вопросу требовался консенсус всех стран — членов ЕС, который невозможно было обойти никакими процедурными уловками — в отличие, к примеру, от выделения многомиллиардного финансирования для Украины. Его Будапешт поначалу блокировал, требуя от Киева уступок именно по вопросу нацменьшинств, но потом сдался, когда в Брюсселе придумали схему обхода венгерского вето. Но это невозможно не только в случае предоставления Украине статуса страны-кандидата, где уже ничего нельзя повернуть назад, но и при определении даты начала переговоров о вступлении в Евросоюз.
Украина — кандидат в ЕС: Евросоюз обхитрил сам себяНа саммите ЕС в Брюсселе главы государств-членов одобрили предоставление Украине и Молдавии статуса кандидата на членство в ЕС. Совсем недавно, меньше трёх недель назад, против были Франция и Германия, Голландия и Венгрия. Мало кто, кроме Польши и Прибалтики, был откровенно за. И вдруг всё чудесным образом изменилось
Киев требует начать такие переговоры уже в текущем году. При этом из уст венгерских дипломатов, заявлявших о «зверствах» против закарпатских венгров, «недопустимых» для страны, стремящейся вступить в ЕС, не прозвучало даже намёка на использование вето в вопросах дальнейшей евроинтеграции Украины. Ничего по этому поводу не сказал и лично Петер Сийярто.
Создаётся впечатление, что для венгерских властей во главе с Виктором Орбаном положение закарпатских венгров лишь вопрос политической риторики. И чем дольше он не решается, чем хуже венграм в Закарпатье, тем лучше политикам в Будапеште, причём не только находящимся у власти. Так, в начале февраля 2023-го своеобразную столицу закарпатских венгров, город Берегово, посетил мэр столицы Венгрии Гергей Карачонь.
Хотя Карачонь — открытый противник Орбана и критикует премьера с утра до вечера, в Берегово он поспешил заявить, что в вопросе защиты прав венгров согласен с венгерскими властями. «У правительства и оппозиции Венгрии одинаковые взгляды на этот вопрос: у закарпатских венгров должны быть те же коллективные права нацменьшинств, что и у всех национальностей в Европе. В 2017 году я протестовал под посольством Украины, когда принимали языковой закон. То, что я сказал сейчас, я не только что придумал, я был отдан этому всю свою жизнь. Это не партийно-политический вопрос, это европейский и национальный вопрос», — уверял мэр Будапешта.
Рекомендуем