"Вокруг Булгакова"

"Вокруг Булгакова": Пречистенка

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Как правило человек возвращается в один и тот же район города. Пусть и не лучший по его же мнению, по причинам чисто бытового характера – он его уже знает, не надо изучать расположение магазинов, схему транспорта и т.п. У Михаила Афанасьевича Булгакова любимым, пожалуй, районом Москвы была Пречистенка.
Это вообще первый район, через призму которого Булгаков присматривался к Москве. Прежде всего потому, что тут находился дом №24/1 на улице Пречистенка. Булгаков останавливался тут в 1916 и 1917 годах в квартире своего дяди Николая Покровского. Позже этот дом стал известен как "Калабуховский".
Район Булгакову понравился – в дореволюционной Москве он был интеллигентным, "профессорским".Недаром тут жили герои "Собачьего сердца" и "Роковых яиц" (по прописке своих прототипов). Булгаков был вхож в "пречистинский круг", тут жили многие его друзья – Павел Попов, Николай Лямин, Наталья Ушакова, Сергей Заяицкий, Сергей Топленинов, Владимир Долгоруков.
Поэтому не было ничего удивительно в том, что Булгаков делал попытки "зацепиться" за этот район.
Первая попытка была сделана в ноябре 1924 года, когда Булгаков с Любовью Белозерской переехали в комнату на втором этаже флигеля особняка по адресу Обухов (сейчас – Чистый) переулок, 9. Они прожили там примерно до середины июня 1926-го. Сам флигель не сохранился, да и нынешний дом №9 можно сохранным считать весьма условно – от него уцелела только фасадная стена, встроенная в здание постройки 2015 года.
7 мая 1926 года в этой квартире ОГПУ провело обыск: забрали у Булгакова рукопись "Собачьего сердца" и его дневники. Благодаря этому обыску дневники удалось сохранить для истории.
«Вокруг Булгакова»: Пожарский переулок, 12В Москве Булгаков был тесно связан с «пречистенским обществом». Улицы Пречистенка и Остоженка в то время были естественной средой обитания московской интеллигенции, и Булгаков сравнительно легко вписался в эту среду. Неудивительно, что действие многих его произведений связано с этим районом, который он хорошо знал и в котором некоторое время жил
Здесь началась работа над пьесой "Белая гвардия", написана "Зойкина квартира" для театра Вахтангова, повесть "Собачье сердце", начал публиковать "Записки юного врача".
Любовь Белозерская оставила забавные воспоминания о жизни в этом доме в своих мемуарах "О, мёд воспоминаний".
"Дом свой мы зовем „голубятней". Это наш первый совместный очаг.(…) Мы живём на втором этаже. Весь верх разделен на три отсека: два по фасаду, один в стороне. Посередине коридор, в углу коридора – плита. На ней готовят, она же обогревает нашу комнату. В одной комнатушке живет Анна Александровна, пожилая, когда-то красивая женщина. В браке титулованная, девичья фамилия ее старинная, воспетая Пушкиным. Она вдова. Это совершенно выбитое из колеи, беспомощное существо, к тому же страдающее астмой. Она живет с дочкой: двоих мальчиков разобрали добрые люди. В другой клетушке обитает простая женщина, Марья Власьевна. Она торгует кофе и пирожками на Сухаревке. Обе женщины люто ненавидят друг друга. Мы – буфер между двумя враждующими государствами. Утром, пока Марья Власьевна водружает на шею сложное металлическое сооружение (чтобы не остывали кофе и пирожки), из отсека А.А. слышится не без трагической интонации:
- У меня опять пропала серебряная ложка!
- А ты клади на место, вот ничего пропадать и не будет, – уже на ходу басом говорит М. В.
Мы молчим. Я жалею Анну Александровну, но люблю больше Марью Власьевну. Она умнее и сердечнее. Потом мне нравится, что у нее под руками все спорится".
Напротив, по адресу Чистый переулок, 6, находится модерновый доходный дом фон Мекка, построенный в 1913 году по проекту архитектора А.Н. Зелигсона. Здесь жил Яков Шапиро — известный зубной врач, лечивший Исаака Бабеля, Максима Горького, Иосифа Сталина, ну и Булгакова тоже. Принимал он, по обыкновению, дома, но основное место работы у него было в кремлёвской поликлинике, так что встретить Сталина в его прихожей было проблематично. Друзьями Шапиро были балерина Галина Уланова, генерал Алексей Игнатьев (автор книги "50 лет в строю"), поэт Борис Пастернак (Булгаков с Пастернаком тоже был знаком по Пречистенке, но без посредничества Шапиро).
В ноябре 1955 года Елена Сергеевна Булгакова писала Шапиро: "многоуважаемый Яков Ефимович! Если бы Михаил Афанасьевич был жив, он бы, конечно, надписал Вам эту книгу ("Дни Турбиных. Последние дни (А. С. Пушкин)" – Авт.), так как испытывал к Вам чувство большого уважения, как к Человеку и к громадному мастеру своего дела — он это безумно уважал!"
В июле 1926 года Булгаковы переезжают в небольшой особняк на углу Пречистенки и Малого Лёвшинского переулка (дом 4 в переулке). Сейчас на этом месте – сквер с памятником художнику Василию Сурикову перед многокватирным домом 30/2 постройки 1968 года.
«Вокруг Булгакова»: подвальчик мастераСо стороны Остоженки Мансуровский переулок сразу привлекает внимание удивительной архитектурой построенного в начале XX века доходного дома Лоськова. В котором сейчас находится посольство Сирии. А сделав ещё несколько шагов по переулку вы увидите небольшой деревянный домик, за забором которого скрывается легенда
Белозерская: "у нас две маленьких комнатки – но две! – и хотя вход общий, дверь к нам всё же на отшибе. (…) Спали мы в синей комнате, жили – в жёлтой. Тогда было увлечение: стены красили клеевой краской в эти цвета, как в 40-е – 50-е годы прошлого века. Кухня была общая, без газа: на столах гудели примусы, мигали керосинки. Домик был вместительный и набит до отказа. (…) Помню надпись на воротах: "Свободенъ отъ постоя", с твердыми знаками. Повеяло такой стариной".
Здесь Булгаковы жили до августа 1927 года, после чего переехали на Большую Пироговскую.
Впрочем, расставание к "пречистинским кругом" не было совсем уж безоблачным. Е.С. Булгакова писала в дневнике 8 февраля 1936 года: "Коля Лямин. После него М.А. говорил, что хочет написать или пьесу, или роман "Пречистенка", чтобы вывести эту старую Москву, которая его так раздражает".
Рекомендуем