Чему не учит история. Сколько тайных американских объектов находится на территории Польши
Информация о тайной тюрьме ЦРУ в Старе-Кейкутах на северо-востоке Польши до сих пор является тщательно охраняемой тайной. Не исключено, что на польской земле и ныне действуют тайные объекты США.
Подписывайтесь на Ukraina.ruСогласие на размещение американскими союзниками секретной тюрьмы в посёлке Старе-Кейкуты Варминско-Мазурского воеводства Польши польские власти дали после терактов в США 11 сентября 2001 года. Тюрьма действовала как минимум в 2002—2003 годах, при этом польские власти признали её существование значительно позже. Американцев обвиняют в пытках заключенных в этой тюрьме, а польские власти — в том, что они обо всём знали.
Президент Польши в 1995—2005 годах Александр Квасьневский ещё в декабре 2014 года признал, что именно он согласился разместить секретный объект ЦРУ в Польше, но эта деятельность должна была осуществляться в соответствии с польским законодательством. В интервью изданию Gazeta.pl, опубликованном 7 февраля 2023-го, он неоднократно подчеркивает обстоятельства и настроения, царившие в те дни.
«Вступила в силу пятая статья Договора о НАТО (о взаимопомощи в случае нападения на одного из членов Альянса. — Прим). Поляки погибли во Всемирном торговом центре, у нас есть "свои" жертвы. Мы знаем, что это атака, и американцам нужно принять меры против стран, являющихся рассадниками терроризма», — говорит он.
На вопрос журналиста, почему американцы создали секретную тюрьму в Польше, а не, например, в Канаде, ответ короткий: «Потому что из Афганистана к нам ближе, чем до Канады».
Но дело не только в этом. Власти Канады вряд ли рискнули бы предоставить под тайную тюрьму государственный объект, причём далеко не простой. С осени 1971 года в селе Старе-Кейкуты действовал Учебный центр персонала разведки (польск. Ośrodek Szkolenia Agencji Wywiadu, OSAW) — подразделение 1-го департамента Министерства внутренних дел ПНР, отвечавшего за внешнюю разведку. Это был единственный учебный центр разведслужб стран Варшавского договора, находившийся за пределами Советского Союза.
После падения коммунистического режима он продолжил работу как учебный центр польских спецслужб, используя для своих потребностей взлётно-посадочную полосу находящегося в 20 км гражданского аэропорта «Ольштын-Мазуры». Именно сюда в 2002—2003 годах прибыли как минимум шесть рейсов связанной с ЦРУ авиакомпании Gulfstream, проходившие под гражданскими регистрационными номерами, которые миновали таможенный досмотр.
Официальным представителям аэропорта было запрещено приближаться к неизвестным самолётам и транспортным средствам с военными регистрационными знаками с базы Старе-Кейкуты, которые каждый раз ожидали прибытия этих самолётов. Сведения о полётах показывают, что польский аэропорт также использовался самолётами ЦРУ, летающими из Кабула в Гуантанамо, как перевалочная база.
«Кварц» — такое кодовое название, по данным журналистов The Washington Post (WP), имела секретная тюрьма ЦРУ в Старе-Кейкутах. Поляки, работавшие в разведшколе, оставались на базе, но им не разрешали входить в здания, отведенные для американцев и их заключенных. Журналисты WP утверждали, что первые заключённые появились в Старе-Кейкутах 5 декабря 2002 года.
При этом, по данным американского издания, руководство польской разведки неплохо заработало на предоставлении своего объекта: 15 миллионов долларов наличными были перевезены в картонных коробках двумя офицерами ЦРУ из посольства США на Уяздовских аллеях в Варшаве в штаб-квартиру Агентства внешней разведки Польши.
В декабре 2005 года Збигнев Семёнтковский, бывший глава Агентства внешней разведки Польши, подтвердил, что в Старе-Кейкутах есть две «внутренние зоны», к которым имеют доступ только сотрудники ЦРУ, причём одна из них, называемая «Зона Б», официально является штаб-квартирой OSAW. Другие представители польской разведки подтвердили, что американский персонал, связанный с объектом, проживал в этих зонах по несколько месяцев «пять или шесть лет».
Позже все эти факты были описаны в расследованиях Совета Европы, Европарламента и Комитета сената США по вопросам разведки. А в 2014-м Европейский суд по правам человека признал, что власти Польши нарушали права человека, позволив ЦРУ в 2002 году содержать двух заключенных на своей территории. Согласно заключению суда, нарушением Конвенции о правах человека так же является то, что польским властям не удалось провести эффективное расследование этой ситуации и предотвратить пытки заключенных, содержавшихся в тюрьмах ЦРУ.
«Сегодня, зная всё, я бы не стал принимать такое решение. Идея тюрьмы в Кейкутах не родилась на политическом уровне. Идея возникла на уровне разведки, и аргументы, представленные мне Джорджем Бушем — младшим, были весьма убедительны. Он основывался на том факте, что при поимке террористов в Афганистане нужно иметь место не слишком логистически отдалённое, чтобы можно было допросить их и узнать, каковы их планы», — вспоминает Квасьневский в свежем интервью.
«Американцы перешли все границы, а мы, наверное, ошиблись, согласившись на такую деятельность, которая происходила совершенно вне нашего контроля», — признает экс-президент Польши.
При этом он не вспомнил ни об дном громком скандале, связанном с тюрьмой в Старе-Кейкутах. А ведь именно там в 2003 году несколько месяцев содержался один из организаторов терактов 11 сентября 2001-го Халид Шейх Мохаммед, там его сутками лишали сна и 183 раза применяли к нему метод, известный как имитация утопления.
Александр Квасьневский рассказывает, как много лет спустя обсуждал секретные тюрьмы ЦРУ с Джорджем Бушем — младшим. «Это не та тема, которую любит обсуждать Буш. Вероятно, им манипулировали в этом вопросе, но он мне не скажет», — говорит Квасьневский и указывает на двух человек из окружения Буша — тогдашнего вице-президента Дика Чейни и министра обороны Дональда Рамсфельда, которые манипулировали президентом США. «Буш знает, как оценивают эти действия в мире, лучшее доказательство этого — что он носа не высовывает за пределы США», — говорит экс-президент Польши.
Amnesty International продолжает призывать к полному раскрытию информации о тюрьмах ЦРУ в Польше, поскольку до сих пор неизвестно, какой период времени она действовала и сколько человек через неё прошло. Но официальное расследование польской прокуратуры по этому делу было прекращено в 2020-м, и суд не грозит ни Збигневу Семёнтковскому, ни самому Александру Квасьневскому.
При этом вряд ли нынешние польские власти заботились о своих предшественниках — скорее думали о себе. Ведь в рамках договора между США и Польшей об усиленном военном сотрудничестве, увеличивающем американское военное присутствие на берегах Вислы, ратифицированного в ноябре 2020-го, содержится соглашение о статусе сил США в Польше (Status of Forces Agreement, SOFA). Согласно ему, американские военные объекты в Польше получили статус экстерриториальных, а значит, там может происходить всё что угодно.
Кстати, именно таким объектом является база 82-й воздушно-десантной дивизии США, расположенная в аэропорту «Ясёнка» под Жешувом, откуда в конце декабря 2022-го Владимир Зеленский со свитой отправился сначала на авиабазу США в немецком городе Рамштайн и далее — в Вашингтон. В связи с этим в Польше возник скандал, поскольку оказалось, что Зеленский в сопровождении посла США в Киеве Бриджит Бринк и группы украинских чиновников попал на польскую территорию на специальном поезде. Польские власти и службы этот поезд не контролировали, более того, они вообще не знали, кто является его главным пассажиром.
Но скандал быстро затих — видимо, Вашингтон объяснил Варшаве, что раз американская военная база является экстерриториальной, то этот статус распространяется и на транспорт, который её обслуживает. Поэтому с формальной точки зрения, в отличие от случая с тайной тюрьмой ЦРУ, американцы на этот раз даже польских законов не нарушили.
Другой вопрос — сколько действительно тайных и нелегальных американских объектов может в данный момент находиться на территории Польши. Местные эксперты по вопросам безопасности на условиях анонимности говорят, что это могут быть как центры ЦРУ по обучению американским методам пыток, так и полигоны для тренировок по обращению с неконвенциональным оружием. В первую очередь — химическим, применение которого украинскими военными зафиксировано в последние дни в Донбассе.
P. S. Во всей этой уже полузабытой истории есть и еще один очень жгучий для наших дней момент. США, как это у них получилось с тайной тюрьмой ЦРУ в Старе-Кейкутах, сначала всегда находят «правильное» оправдание своим незаконным действиям, убеждая в своей правоте руководителей дружественных им государств, а потом умывают руки. По такой же схеме действуют и ныне, убеждая Европу в правильности финансовой поддержки Украины и поставках нацистскому режиму оружия и боеприпасов, а потом тихо сольются, оставив европейцев один на один со своими проблемами.