Хроника энергетической войны: последние события
5 февраля начал действовать "потолок цен" и на нефтепродукты из РФ. При этом в результате введённого эмбарго ЕС будет не хватать около 600 тысяч баррелей дизельного топлива и других нефтепродуктов в день.
Подписывайтесь на Ukraina.ruНа Западе подвели итоги первых месяцев действия «потолка цен» на российскую нефть
5 декабря прошлого года вступил в силу ценовой потолок на российскую нефть, введенный странами Евросоюза, G7 и Австралией. Он установлен на уровне $ 60 за баррель. Предполагается, что в марте 2023-го его пересмотрят, а впоследствии будут делать это раз в два месяца. С такой же периодичностью менять собираются и лимиты на российские нефтепродукты.
Как следует из прогноза МВФ, обнародованного 31 января, при текущем пределе цен на нефть, установленном G7, объемы экспорта российской сырой нефти «существенно не пострадают», так как «российская торговля перенаправлена» из стран, поддержавших антироссийские санкции, в страны, не вводившие их. Действительно, на фоне ограничений в 2022-м Россия перенаправила свои поставки нефти в Азию, в первую очередь в Китай и Индию.
Британское издание The Economist 1 февраля посвятило последствиям «потолка цен» на российскую нефть обширный материал. В нём отмечено, что поскольку российские компании по-прежнему могут легально продавать нефть в большей части мира, чёрный рынок продаж кажется излишне утомительным. Доля экспорта, проходящего через него, хоть и растет, но невелика.
Вместо этого большая часть российской нефти проходит через «серые» сети, которые не признают ценовой потолок, но не являются незаконными, поскольку используют незападную логистику и доставляют нефтепродукты в страны, не входящие в блокаду. Эта непрозрачная, рассредоточенная инфраструктура опирается на три основных фактора: новый состав трейдеров, обширный и растущий танкерный флот и новые источники финансирования.
Раньше российскую нефть продавали за границу торговые подразделения российских производителей, крупных западных нефтяных компаний и швейцарские торговцы сырьевыми товарами. В основном они базировались в Женеве. Но многие из них переехали в более дружественные места, отмечает The Economist.
Робин Миллс из консалтинговой компании Qamar Energy говорит, что с начала войны на Украине в Дубае открылось более 30 российских торговых компаний, причем некоторые из них под новыми именами. Когда западные трейдеры ушли, появились новички, которые начали продавать нефть в Индию, Шри-Ланку, Турцию и другие страны. Большинство из них никогда не торговали российской нефтью, да и вообще какой-либо нефтью. Инсайдеры подозревают, что большинство из них являются прикрытием для российских государственных компаний.
С тех пор как ЕС впервые заговорил о санкциях в отношении нефтяной логистики, рынок подержанных танкеров резко вырос. По данным судового брокера SSY, в прошлом году около 200 судов, перевозящих сырую нефть, перешли из рук в руки, что примерно на 55% больше, чем в 2021-м. Большинство из них были танкерами «Афрамакс» и «Суэцмакс» с максимальной вместимостью 1 миллион баррелей, — это единственные суда, достаточно небольшие, чтобы заходить в российские порты. Спрос на «Афрамаксы» был настолько высок, что некоторые из них недавно были проданы за 35 миллионов долларов — это средняя цена, которую Китай заплатил в прошлом году.
Флот, который Россия может использовать, чтобы избежать ограничения цен, теперь насчитывает 360 с лишним судов, что эквивалентно 16% мирового ресурса танкеров для сырой нефти. Если бы все западные корабли отказались от российской нефти, теневого флота по-прежнему было бы достаточно, чтобы экспортировать нефть из России на нынешнем уровне. Для России расширение «серой» торговли имеет преимущества. Таким способом Россия выводит большую часть своей экспортной машины из-под контроля западных посредников. И это делает ценообразование менее прозрачным.
Западные оценки цен на российскую нефть марки Urals, основанные на нескольких фактических сделках, с трудом отслеживают затраты. Данные индийской таможни за ноябрь — последние доступные западным аналитикам — показывают, что страна покупала нефть с гораздо меньшими скидками, чем те, о которых сообщалось. Посредники с серого рынка, которые берут на себя такие расходы, как фрахт, предлагают канал для перекачки денег на счета офшорных компаний, на которые Кремль, вероятно, может влиять, считают авторы The Economist.
А 6 февраля американское агентство Bloomberg признало, что экспорт российской сырой нефти в Китай, Индию и Турцию достиг нового максимума в 3,29 миллиона баррелей в день за четыре недели по 3 февраля 2023 года. Арктические поставки российской нефти возросли до самого высокого уровня с октября, а тихоокеанские — до самого высокого уровня с начала 2022 года.
Потому когда 5 февраля исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бирол сказал, что из-за потолка цен нефтегазовые доходы России упали в январе примерно на $ 8 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, то он мог судить лишь о сделках, заключённых в долларах США и других валютах стран коллективного Запада. Если же оплата была переведена в дирхамы, в индийские рупии, китайские юани и так далее, то эти операции не зафиксированы в тех странах, которые следят за соблюдением эмбарго и «потолка цен».
А 6 февраля глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что теперь цена на российскую нефть не может формироваться в Европе. По его словам, стоимость российского ресурса должна складываться на реальных поставках. В силу этого глава госкомпании допустил отказ от фьючерсных сделок.
«Если на рынок Европы не будет поступать российская нефть, то референтной цены нет. Референтные цены будут формироваться там, куда реально поступают объемы. Придется на первом этапе, видимо, отказаться от фьючерсных сделок, расчетных фьючерсов я имею в виду, для того, чтобы отрегулировать эти рыночные показатели», — сказал Сечин в ходе выступления на India Energy Week.
По его словам, не должно быть волнения в связи с дисконтом на российскую нефть. Глава «Роснефти» считает, что специалисты смогут решить этот вопрос. При этом, по данным российского издания «Коммерсантъ», власти РФ хотят привязать расчет нефтяных налогов к цене нефти сорта Brent, что должно побудить российские нефтекомпании либо сокращать дисконты, либо платить больше налогов.
«Потолок цен» на нефтепродукты из РФ: в Европе опасаются подорожания дизельного топлива
5 февраля 2023 года начал действовать «потолок цен» и на российские нефтепродукты. Ограничительные меры предполагают, что нефтепродукты из России запрещено поставлять морским путем в третьи страны по ценам выше согласованных лимитов. Для таких случаев запрет также предусмотрен на оказание финансовых или технических услуг по перевозке нефтепродуктов. Исключение сделано для поставок российских нефтепродуктов в Болгарию, Хорватию и те страны Евросоюза, у которых нет выходов к морю.
Вводимый западными государствами «потолок цен» — двойной. Он установлен на уровне $ 100 за баррель для светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) и $ 45 за баррель для тёмных (мазут, гудрон, битум). На данный момент дизель торгуется на Лондонской бирже выше $ 110, мазут — выше $ 50.
Как заявил в комментарии немецкому правительственному порталу Deutsche Welle (DW)* Марк Уильямс, директор аналитического отдела консалтинговой компании Wood Mackenzie, такое ограничение цен на нефтепродукты окажет минимальное влияние на объемы переработки нефти в России и экспорт продуктов перегонки. Он считает, что при ценах на российскую нефть не ниже 40 долларов за баррель маржа нефтепереработки останется достаточно большой. «При таких ценах стимул для переработки нефти остается высоким», — убежден Уильямс.
При этом, как отмечает DW, эмбарго на закупки дизельного топлива и других нефтепродуктов породило неопределенность на европейском рынке на фоне исторически низких запасов дизеля в Европе. Цены на дизельное топливо в Европе остаются высокими на протяжении последних полутора лет, и в краткосрочной перспективе цены могут вырасти ещё больше, опасаются эксперты. Среди причин они называют рост транспортных расходов, поскольку поставки теперь должны осуществляться из более отдаленных регионов, более высокие производственные затраты в таких странах, как США, и премии за риски.
В результате введённого эмбарго Евросоюзу будет не хватать около 600 тысяч баррелей дизельного топлива и других нефтепродуктов в день. «Дыру» в поставках Брюссель намерен заполнять за счет увеличения импорта из стран Ближнего Востока, Азии и США. С учетом нехватки в ЕС собственных нефтеперерабатывающих мощностей для обеспечения всех потребностей, европейцы и ранее полагались на эти регионы.
Зависимость от ближневосточных НПЗ, скорее всего, только усилится после ввода в эксплуатацию крупных заводов в Кувейте и Саудовской Аравии. Германия, в частности, уже заключила сделку с компанией Abu Dhabi National Oil из ОАЭ, которая с 2023 года должна поставлять 250 тысяч тонн дизельного топлива ежемесячно. Наконец, никто не берется пока оценить размер будущей доли на европейском рынке нефтепродуктов, получаемых путем смешивания подсанкционных российских с нефтепродуктами третьих стран и их дальнейшего реэкспорта в Европу, пишет DW*.
России в целом удалось сохранить, а в последнее время и нарастить объемы экспорта сырой нефти в основном благодаря покупателям из Индии и Китая. Но перенаправить экспорт нефтепродуктов — задача более сложная, и европейские эксперты ожидают, что Москве придется снова идти путем предоставления скидок покупателям.
«Россия уже была вынуждена сильно снизить цены на свое дизельное топливо, чтобы продать его тем людям, которым оно необязательно необходимо», — сказал в комментарии DW Юджин Линделл, возглавляющий отдел нефтепродуктов в аналитической компании FGE. Страны, готовые пойти навстречу Москве и закупить у нее нефтепродукты со скидкой, найдутся, уверены в FGE. И в этой связи прогнозируют сохранение объёмов экспорта российских нефтепродуктов в 2023 году.
Ведущий аналитик компании «Открытие инвестиции» Андрей Кочетков согласен с тем, что европейское эмбарго и «потолок цен» на российское топливо — несколько более проблематичная задача для отечественных экспортеров, чем ограничение для поставок нефти, но считает, что проблемы удастся решить на протяжении нескольких месяцев.
«У нас гораздо меньше танкеров, которые перевозят нефтепродукты, чем судов, перевозящих сырую нефть… Вместе с тем рынок, как правило, все-таки ищет различные способы решения проблем, и те потери, которые возникнут на первом этапе, возможно, будут компенсированы в будущем. Чуть позже, чем с сырой нефтью, но мы все-таки восстановим эти объемы», — сказал Кочетков в комментарии изданию «Комменсантъ».
* Признан в России иноагентом.