5 февраля глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия опубликовал следующий вариант кадровых изменений в силовых структурах:
1. «Алексей Резников в рамках правительства переводится на должность Министра по вопросам стратегических отраслей промышленности для усиления военно-промышленного сотрудничества».
Сейчас министерство возглавляет Павел Рябикин — опытный аппаратный «волк» со стажем политической практики с 2000 года (избран народным депутатом) и с административным стажем с 2005 года (назначен замминистра транспорта и связи). Как столь опытный человек попал в команду Зеленского вообще непонятно.
На настоящий момент известно, что Резников не в восторге от такой идеи: «Я отказался бы от него (назначения. — Авт.), потому что я не имею экспертизы (это же слово в приложении к нему использует Арахамия, можно догадаться, что речь идёт об опыте работы и о представлении о развитиях отрасли. — Авт.), которая позволяла бы мне качественно быть министром».
Скорее всего, дело в чём-то другом.
Во-первых, юрист Резников имеет к Министерству стратегических отраслей ровно такое же отношение, как к Министерству обороны.
Во-вторых, маловероятно, чтобы юрист Резников разбирался в вопросах стратегических отраслей хуже, чем юрист Рябикин (в смысле, хуже, конечно, — у Рябикина опыт больше, но принципиально разница невелика).
В-третьих, Арахамия специально объяснил, что назначение связано с тем, что Резников имеет представление о переговорах в рамштайнском формате. Сам министр тоже этим хвастается…
В общем, что-то тут непонятное. Кажется, Резников рассматривает это назначение как понижение. Или ему нравится выглядеть военным министром.
2. «Генерал-майор Кирилл Буданов возглавит Министерство обороны, что абсолютно логично для военного времени».
Это абсолютно нелогично, потому что министр обороны, в отличие от главы ГУР, должность административно-политическая. К управлению войсками он отношения не имеет, он имеет отношение к материально-финансовым и юридическим вопросам.
С одной стороны, такое назначение — признание возросшего политического веса Буданова, — ему будет проще пробивать нужные решения в парламенте.
С другой стороны, это же политическая ловушка: должность, в общем-то, тупиковая (особых перспектив у министра обороны после отставки нет), а возможностей провалиться на ней для неопытного и амбициозного Буданова — сколько угодно.
Правда, Буданов имеет хороший имидж за рубежом и, так же как Резников, считается принадлежащим к группе «соросят».
3. МВД — Игорь Клименко.
Мы сомневались, что Клименко может получить это назначение, главным образом потому, что он кадровый полицейский (в органах внутренних дел с 1998 года) и имеет хорошее резюме как глава Национальной полиции. Логично было бы оставить его на старом месте, а на пост министра двинуть какого-нибудь «нужного человека». Но нет — двинули профессионала.
Решение неоднозначное ещё и потому, что МВД по-прежнему остаётся «суперминистерством», в состав которого входит не только полиция, но и погранвойска, нацгвардия и служба чрезвычайных ситуаций. На такую должность можно назначить либо политического тяжеловеса вроде Авакова, либо человека, которому президент полностью доверяет, вроде Монастырского. Клименко ни тем, ни другим назвать нельзя. Т. е. назначение само по себе рискованное.
Не исключено, что следствием этого назначения будет «деконструкция» аваковского МВД.
4. СБУ — Василий Малюк.
Он уже возглавляет СБУ в ранге и. о. Учитывая, что в прошлом году позиции СБУ были сильно подорваны (служба откровенно плохо сработала, а некоторые кадры, вероятно, даже пытались работать против Зеленского), такое назначение выглядит логичным.
Кстати, в СБУ Малюк возглавлял главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Во-первых, это управление слабо связано с основным профилем работы службы.
Во-вторых, оно в те ещё времена должно было быть ликвидировано в рамках обязательств перед западными партнёрами (ещё в конце 90-х стоял вопрос о лишении СБУ следственных полномочий). Тем более что сейчас эти функции сосредоточены в руках выводка работающих на Запад «антикоррупционных» органов.
***
Главный вывод, который делает Арахамия: «Силовые ведомства на этом этапе должны возглавить не политики, а кадровые силовики».
Вывод неправильный: министерские должности не имеют отношения к профессиональной работе соответствующих структур, а Запад ещё с 90-х требует, чтобы МО, например, возглавляло гражданское лицо. Первый такой опыт был в 1994 году, когда министром стал Валерий Шмаров. Позже рассматривался вопрос увольнения с военной службы Александра Кузьмука, чтобы он стал «гражданским» министром. А вот у Зеленского все главы МО были гражданскими.
Очевидно, что-то изменилось в самой системе. И дело не в войне, а в росте личной власти Зеленского и ликвидации политической оппозиции. Тут роль «гражданского» министра обороны играет уже сам глава государства. Министры же должны ему подчиняться по статусу: они ж военные, а он — верховный…
И Запад, судя по всему, относится к этому спокойно. Впрочем, посмотрим. Зеленский достаточно самостоятелен, чтобы проводить свою кадровую политику.