Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал заместитель руководителя Института стран СНГ Владимир Жарихин.
— Владимир Леонидович, насколько реальны шансы вступления Украины в Евросоюз?
— Во-первых, Европейски союз – союз экономический. В него могут вступать страны с экономикой, которой на Украины практически не осталось. Когда бюджет формируется главным образом за счет огромных вливаний со стороны Соединенных Штатов, говорить об украинской экономике сложно.
Во-вторых, Киев в Европейский союз, собственно говоря, никто и не приглашает. Данный саммит – это скорее успокоительный бонус, чтобы Владимир Зеленский в очередной раз сказал народу, вот видите, мы на пороге Евросоюза, ещё чуть-чуть, ещё немного потерпите, граждане Украины, и счастье будет у вас.
Украинцев уже 20 с лишним лет "кормят" такими обещаниями. Чтобы и дальше поддерживать иллюзию у народа, пройдет очередная конференция по вступлению Украины в ЕС. Никаких конкретных обещаний с конкретными сроками, конечно, не будет.
Очевидно, в очередной раз Зеленскому скажут: да, конечно, Украина – полноправный кандидат в члены ЕС, но надо работать. Необходимо еще потрудиться над бюджетом, побороться с коррупцией, привести в соответствии украинские законы и так далее – одна демагогия.
Поэтому, конечно, перспектив вступления Украины в ЕС практически нет никаких.
— Европейский парламент принял в четверг в Брюсселе резолюцию, в которой изложил свои ожидания от предстоящего саммита "ЕС-Украина". Резолюция указывает на необходимость усиления поддержки Украины. О чем идет речь?
— В первую очередь хотят морально поддержать Украину, принимать не одну, а 2-3 резолюции в месяц. На что-то иное у европейского парламента нет полномочий. Выделять финансовые средства может только совет министров Европейского союза.
— С какой еще целью инициируются подобные мероприятия и делаются заявления: Украина вот-вот вступит в НАТО, Украина – почти член Евросоюза?
— Давайте вспомним, кто там [на Украине] начальники. Неохотно признавать, но там очень талантливые пиарщики из 95-го квартала. Они занимаются тем, чем всю жизнь занимались. ["Студия Квартал-95" – украинская компания, занимающаяся производством аудиовизуального контента и концертной деятельностью].
С остальным у них хуже получается, а с пиаром, работой на публику в Киеве – полный порядок. Они запускают очередных журавлей в небо, чтобы украинский народ надеялся.
— Какие плюсы и минусы получит Украина, если через "световые годы", как выражаются некоторые европейские дипломаты, попадет в Евросоюз? О чем говорит опыт других стран?
— Вступление в Евросоюз – отнюдь не панацея для государств. Как была Чехия (Чехословакия) промышленным локомотивом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), так и осталась на своем месте и неплохо устроилась в ЕС.
Как была Болгария в числе отстающих государств, так и осталась. Чуда не произошло, как и не произошло резкого повышения уровня жизни в этих странах. Поэтому все равно надо работать.
А у украинцев вся надежда на то, что они вступят в ЕС, и тогда плюшки сами с неба начнут прилетать, а галушки в рот запрыгивать. Хоть и написано об этом 150 лет назад, но не случайно. Это элементы национального характера.
— Как данная встреча может отразиться на украинском конфликте?
— Особого влияния на украинский конфликт это мероприятие не окажет. Здесь важны тактико-технические данные вооружений, а также решимость, готовность и умения с той и другой стороны.
Эти все, так сказать, идеи, встречи… Понятно же, что пока не закончится конфликт на Украине вообще невозможно говорить о каком-либо вступлении страны куда-либо. А когда закончится спецоперация, будет ли Украина в данной конфигурации существовать? Останется ли на Украине нынешняя политическая элита или ее сменит другая?
Честно говоря, политические прогнозы, с моей точки зрения, стали примерно такими же точными, как прогнозы курса долларов у экономистов.