«Сам факт того, что нам до сих пор приходится бороться с такой попыткой де-факто публичной казни человека в Европе в XXI веке — это позор!» — написал об этом в твиттере украинский президент.
А в министерстве иностранных дел Украины синхронно потребовали от Тбилиси немедленно отправить Саакашвили в Киев, заявляя о том, что грузинские власти пытают его в духе методов Лаврентия Берии.
«В худших традициях НКВД СССР грузинские власти применяют к Михаилу Саакашвили психологическое и физическое насилие, отказывают ему в срочно необходимой медицинской помощи, сознательно создавая непосредственную угрозу его жизни», — говорится в коммюнике украинских дипломатов.
Эти заявления стали реакцией на информацию о тяжелом состоянии здоровья грузинско-украинского политика, которую обнародовал представитель оппозиционной грузинской партии «Единое национальное движение» Георгий Чиладзе.
По его словам, Саакашвили похудел за время тюремного заключения на 60 килограммов — сейчас его вес составляет не более 70 килограмм.
«Состояние Саакашвили — тревожное, на критической отметке. Для того чтобы сохранить жизненно важные показатели, необходимо, чтобы он находился в реанимационном отделении», — рассказал грузинский политик, обратившись к иностранным государствам с просьбой спасти жизнь бывшего президента.
В грузинской прессе появились новые фотографии Саакашвили. Его засняли в грузинском органе, одетого в футболку с надписью I`m Ukrainian, — «Я украинец», — на которых политик действительно выглядит истощенным.
Пышущий здоровьем плейбой, завсегдатай светской хроники, любитель богатых застолий и гламурных вечеринок — каким привыкли видеть батоно Михо — превратился в исхудавшего осунувшегося человека. И теперь он больше похож на побитого жизнью пенсионера из типичного бедного села в горах Сакартвело.
Такая ситуация не должна вызывать злорадства — несмотря на то, что сам бывший грузинский лидер никогда не заботился о жизни своих сограждан, обрекая их на нищету и войну. Однако рассказы о сталинских пытках, которым якобы подвергают Саакашвили, являются профанацией, оскорбляя память о жертвах голода и репрессий.
Грузинские власти не собираются заморить знаменитого заключенного. Экс-президента обеспечивают продуктами и лекарствами, к нему свободно допускают правозащитников и врачей, а семья может передавать узнику все, что считает необходимым.
Истощенное состояние Саакашвили — результат голодовки, которую он проводил в тюрьме практически все время заключения, по своему собственному желанию. Причем в Грузии понимают: это делается, чтобы западные друзья помогли Михо поскорее освободиться и покинуть страну.
Этот факт признают известные медицинские специалисты, которые обследовали состояние заключенного. А Зураб Чхаидзе, клинический директор элитной больницы «Вивамед», в которую перевели из тюрьмы Михаила Саакашвили, публично обратился к родственникам политика, призывая, чтобы они убедили его не отказываться от полноценного питания и лечения.
По словам Чхаидзе, на сегодня пациент соглашается принимать не более 500−600 калорий в сутки, что вполне логично приводит к прогрессирующей потере веса. И персонал частного медучреждения, в котором оздоровляются представители грузинской элиты и богатые иностранцы, не желает отвечать за последствия подобной «диеты».
Как заявил на специальном брифинге министр юстиции Грузии Рати Брегадзе, «осужденный Саакашвили занимается преднамеренным самовредительством, чтобы избежать наказания».
Грузинские власти считают, что бывший президент не должен уклониться от расплаты за свои преступления, потому что это нарушит принципы всеобщей и равной ответственности перед законами государства.
В 2018 году Тбилисский городской суд признал бывшего президента Грузии виновным в злоупотреблении служебным положением, осудив его на три года тюрьмы. В частности, Михо уличили в незаконном досрочном освобождении бывших чиновников МВД, причастных к убийству сотрудника Объединенного грузинского банка Александра Гиргвлиани.
Кроме того, Саакашвили заочно приговорили к шести годам лишения свободы за организацию нападения на депутата грузинского парламента Валерия Гелашвили, которого жестоко избили за критику грузинского президента.
Бывший грузинский лидер обвиняется в превышении полномочий при разгоне оппозиционного митинга, когда полиция избивала на улицах Тбилиси демонстрантов и втаптывала в асфальт случайно оказавшихся рядом граждан. Ему вменяют ответственность преследования независимых журналистов и погром оппозиционной телекомпании «Имеди», государственную коррупцию и растрату бюджетных средств.
При этом бывший президент Грузии проходил по еще девяти уголовным делам — включая расследование возможного убийства бывшего премьер-министра Грузии Зураба Жвании, который скончался при подозрительных обстоятельствах на фоне внутреннего политического конфликта с Саакашвили.
Соотечественники предъявляют отставному правителю слишком большие счеты. Причем, по иронии судьбы, ему больше всего не могут простить кошмарный беспредел, царивший в то время в грузинских тюрьмах.
Грузинская правозащитница Нана Какабадзе, лидер неправительственной организации «Бывшие политзаключенные за права человека», рассказала в интервью украинскому сайту «Обозреватель», что во время правления Саакашвили Грузия лидировала в мире по количеству арестов и обвинительных приговоров в расчете на общую численность населения.
По ее словам, только за первый год президентского срока Михо число узников в тюрьмах страны увеличилось почти вдвое — с 5,7 до 12 тысяч заключенных, — а затем выросло до 30 тысяч. Причем осужденных в ускоренном порядке людей часто содержали в бесчеловечных условиях.
«То, что происходило в тюрьмах во времена Саакашвили — мы это хотим забыть. Потому что очень трудно сегодня вспоминать и говорить о том, что тогда происходило. У нас были пытки и бесчеловечное обращение. Когда спрашивают, с чем можно сравнить режим Саакашвили — я отвечаю, что его можно сравнить с фашизмом. Так происходило и в Грузии.
Было много случаев, когда невиновных людей на улице расстреливали полицейские или люди, которые были в гражданской одежде, но работали в спецназе. Эти люди убивали, в основном молодых ребят. Только у нашей организации 150 таких имен, которых убили прямо на улице.
О том, что происходило в тюрьмах, — наши заключенные не хотят вспоминать. Я тоже стараюсь как можно меньше говорить об этом. Потому что это были не только пытки. Было насилие, весь мир видел эти кадры», — сообщила в интервью Какабадзе, подразумевая видеозаписи изнасилований в грузинских тюрьмах.
Большинство грузин помнят об этом наследии бывшего президента. Несмотря на призывы соратников Саакашвили, они не спешат включаться в борьбу за его свободу. А многие считают вынесенные ему приговоры заслуженными и даже излишне мягкими.
Капризная судьба сыграла над этим ярким политиком злую шутку. Он потерял связь с реальностью, потому что был избалован политическими успехами и привык считать себя небожителем глобального политического Олимпа.
Михо сходили с рук любые авантюры — ведь поддержка со стороны западных лидеров обеспечивала ему неприкосновенность. Спрятавшись в автомобильном кузове, чтобы въехать на территорию Грузии, он не сомневался в своем триумфе. Но попытка тайного возвращения, в расчете на поддержку народа, обернулась для Саакашвили большим просчетом.
Похоже, это понимает и сам политик, который фотографируется сейчас в футболке «Я украинец». Это вызывает у патриотичных грузин насмешки, но заключенный начал осознавать, что земляки не вынесут его на руках из тюрьмы.
Бывший президент может освободиться только при активной внешней поддержке со стороны Украины и Запада. Однако грузинские власти пока сопротивляются нарастающему давлению.
Потому что они понимают — оказавшись на воле, Саакашвили сразу попытается втянуть Тбилиси в военный конфликт с Москвой, который не отвечает интересам грузин.