Почаев и окрестности здесь давно считались опасными из-за нелояльности многих жителей националистической власти Украины. В конце прошлого года в ряде объектов лавры СБУ проводила обыски.
Ректору духовной семинарии лавры было предъявлено обвинение в «разжигании религиозной ненависти» за призывы не отходить от канонов православия и праздновать Рождество 7 января, а не 25 декабря.
На прошлой неделе СБУ задержала 20-летнего послушника Почаевской лавры. В СБУ утверждают, что молодой человек якобы работал на ФСБ и за 5 тысяч гривен предоставлял информацию о размещении объектов энергетической инфраструктуры области, координируя ракетные удары.
По версии СБУ, парень «попал под влияние» священников Почаевской лавры, которые якобы и надоумили его «совершить госизмену». В качестве «подозрительных обстоятельств» СБУ упоминает частое посещение молодым человеком канонической церкви и замкнутый образ жизни.
В Тернопольских СМИ также на днях стали распространять видео с кричащим заголовком «московский поп избил ребенка», на котором якобы фигурирует священник Почаевской лавры. Однако на самом видео нет никакого избиения вообще.
Подобные манипуляции рассчитаны на тех, кто не удосужится смотреть или читать дальше заголовка.
На этой неделе глава Тернопольского областного совета Михаил Головко распорядился создать рабочую группу по изучению правомерности использования объектов Почаевской Свято-Успенской лавры.
Депутаты областного совета долго изучать вопрос не намерены и заявляют, что на ближайшей сессии инициируют обращение о немедленной передаче лавры в пользование ПЦУ, но и грекокатолики тоже имеют на нее свои виды.
В эти дни в Тернополе находится глава УГКЦ Святослав Шевчук, который уже заявил на лавру права и хочет проводить там службы.
Договор аренды Почаевской лавры канонической УПЦ формально должен действовать до 2052 года, но депутаты называют этот документ «ничтожным» и требуют нанять команду юристов, которые смогли бы придраться к каждой его букве.
Одним из мотивов пересмотра договора депутаты считают то, что вокруг Почаева проживает много верующих, которые могут представлять собой угрозу национальной безопасности Украины.
Националистические СМИ Тернопольской области называют Почаевскую лавру «рассадником русского мира» на западной Украине. В Тернополе на улицах сейчас можно увидеть плакаты с перечеркнутой надписью «русский мир» на фоне лавры.
Примечательно, что в Тернополе они находятся даже на улице Русской, центральной улице города, которая так называется с XVII века, когда русскими (руськими) именовали всё местное православное славянское население.
Улица Русская есть также на карте Львова и Черновцов с тех же времен, что не мешает властям этих городов клеймить «русский мир».
В Тернопольской области, в особенности в сельской местности, многих мужчин забрили в ВСУ, после чего сотни из них числятся пропавшими без вести, поскольку в командовании ВСУ предпочитают не озвучивать масштабы потерь.
Сейчас же, по сообщениям управления полиции области, широко распространяется мошенническая схема выманивания денег у их родственников. Аферисты звонят родственникам пропавших без вести якобы от имени начальников российских колоний, утверждают, что их родные из ВСУ живы, и предлагают выкупить их за 2500 долларов.
Безутешных родственников нередко даже не смущает, что мошенник, представляющийся начальником колонии Ростова, говорит на украинском языке с типичным западноукраинским акцентом.
На фоне потерь в Тернополе тоже усиливается принудительная мобилизация. Первого февраля здесь начали выдавать повестки нового образца отловленным мужчинам.
Начальник Тернопольского областного территориального центра комплектования и социальной поддержки (военкомата) Игорь Гусев рассказал, что отличаются повестки нового образца тем, что там теперь указывается не военный комиссариат, а территориальный центр, военнообязанным нужно принести не только паспорт и военный билет, но и идентификационный комитет.
Ужесточается также наказание за неявку по повестке: вместо административки (штраф) за неявку по неуважительной причине в Тернополе вводят наказание по всей строгости уголовной ответственности.
В тернопольских пабликах при всем национализме большинства участников жители подозревают, что немноголюдную область решено вообще зачистить от населения, по крайней мере от его мужской части.
Однако в порядке самоцензуры подобные мысли жители от себя гонят, предлагая сконцентрироваться на борьбе с каноническими православными храмами в области и их сторонниками, то есть самим поучаствовать в этой зачистке.