США планируют передать Киеву высокоточные ракеты GLSDB большей дальности, способные поражать цели на 150 км. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на американских чиновников.
Впервые Reuters сообщило о предложении Boeing поставить GLSDB для Украины в ноябре 2022 года. Тогда ожидалось, что GLSDB могут быть поставлены в Украину к весне 2023 года.
— Айтеч Магамедович, Вашингтон готовится передать Киеву бомбы малого диаметра GLSDB дальностью стрельбы около 150 километров. Есть ли причины полагать, что боевые снаряды не будут отправлены ВСУ?
— Идет обсуждение процесса, политическое решение еще не принято. Если в общем говорить, то они картину боя не изменят, не повлияют на конечный результат [СВО]. Однако ситуацию осложнить могут.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
— Ракеты с дальностью в 150 км и вообще любая помощь Украине извне усложняет задачу для российской армии на поле боя. Запад наблюдает, что их поставленные цели на Украине не достигнуты, поэтому будет всячески затягивать процесс, помогать и вооружать ВСУ. Им невыгодно, чтобы боевые действия прекратились.
Западу выгодно, когда погибают люди, разрушается инфраструктура — это ослабляет и Россию, и Украину. Поэтому по мере возможностей и до конца спецоперации США и Европа будут помогать Киеву, будет шантажировать Москву, пугать передачей ВСУ якобы более надежного, высокоточного оружия.
Западным пособникам киевского режима выгодно нагнетать ситуацию, чтобы влиять на морально-психологическое состояние наших вооружённых сил (ВС РФ), и, естественно, поддерживать моральный дух украинской армии.
Пока мы точку в этой войне не поставим, помощь Украине будет идти беспрерывным потоком. Западу это на руку: военно-промышленный комплекс получает огромные заказы, создаются новые вооружения, появляются новые рабочие места. Они выгребают всё старьё [старые вооружения], которое у них есть и отправляют Киеву.
— Вашингтон уверяет, что все полученные вооружения будет использоваться Киевом исключительно для защиты. Это действительно так?
— Какая защита, если они ведут наступательные боевые действия? Все, что ВСУ даётся, они используют для нанесения ударов по больницам, школам, жилым объектам. Каждый день Донецкую область и сам город бомбят, гибнут мирные люди. ВСУ бьют не по ВС РФ, а по объектам инфраструктуры жизнеобеспечения.
Армия Украины использует американское оружие на всех фронтах, в том числе на Херсонском, Донецком направлении. Они [Киев] уже по всему миру выскребли все советские запасы (ЗРК, боеприпасы), уничтожен весь самолётный парк стран Варшавского договора, стран Западной Европы.
Поэтому, повторюсь, очень много политического шантажа в заявлениях о поставках «звериной бронетехники», танков Leopard, истребителей F-16 и других вооружений.
Кроме того, это палка о двух концах — такую технику нужно грамотно использовать. Должен быть обученный личный состав, должны быть условия для обучения. И тут возникает много вопросов: где искать время на длительное обучение, на каких полигонах это будет происходить, как и кем будет обслуживаться техника.
— По каким направлениям ВСУ могут направить высокоточные ракеты GLSDB?
— Куда угодно. Возьмите циркуль, очертите круг от точки нахождения ВСУ в 150 км по радиусу или в нашем направлении и получите зону поражения. Можно элементарно посчитать, куда эти бомбы могут долететь.
— Сейчас украинские военные запускают ракеты пакетом из реактивной системы залпового огня (РСЗО). Так много целей сразу снять системами противовоздушной обороны (ПВО) не так просто, и 3−4 ракеты всё равно могут достичь мишеней. Есть ли у России ответ на это?
— Во-первых, наша система ПВО — многослойная, эшелонированная (дальнего действия, среднего действия, малого действия). У нас работает целый оркестр, целый комплекс средств противовоздушной обороны. Используются не только средства ПВО, но и техника радиоэлектронного подавления, которая действуют на головки самонаведения, на систему управления [ракет].
Это все не так просто — ракету сбили и так далее. Там на местах люди знают, по каким целям бить и чем. Кроме того, работает радиотехническая разведка, спутниковая разведка, которые выявляют, где стоят американские HARM. Нашим военным известно, откуда прилетит ракета, на какое направление стоит обратить особое внимание.
— Вы упомянули истребители F-16. Такие самолеты имеются у девяти стран Североатлантического альянса? Готовы ли страны ЕС и НАТО поставить Киеву данные вооружения?
— Действительно, разговоров идёт много. Президент США Джо Байден в своем интервью заявил, что он эти истребители давать не будет. В отдельных случаях говорят, что поставки будут. Решения политического нет.
Даже если истребители F-16 будут даны ВСУ, во-первых, они проигрывают нашим самолётам СУ-27 в воздушном бою. Во-вторых, как я уже упоминал, украинские летчики, которые остались в строю, должны переучиться пилотировать эти самолеты: изучить не только взлет, посадку, заправку, но и боевое применение и вооружение таких судов. Это самое сложное.
Авионика [комплекс электронного оборудования, которое установлено на борту самолета] в кабине истребителей F-16 — совершенно иная. Украинских лётчиков должны обучить: нужны инструктора, полигоны, боевые стрельбища, боевое слаживание.
Необходимо организовать дополётный и послеполётный сервис: заправить, проверить самолет, зарядить в него боезапасы. Значит нужна специальная техника, которая обслуживает такие судна и обученный инженерно-технический состав.
Если Киев получит полк таких истребителей, то все авиационное формирование придется везти, например, в Британию, там полностью обучать летчиков и так далее. При самом лучшем раскладе это займет 3–4 месяца.
Также необходимо наладить технологический поток боекомплектов ракет, узнать, как они готовятся, как хранятся.
Боевое применение, боевое вооружение, переучивание военных, начиная с солдата-водителя и заканчивая командиром — тут очень много нюансов. Это не просто с BMW пересесть в Toyota и при необходимости обратиться в автосервис.