Мэра Чернигова Владислава Атрошенко обвиняют в том, что его водитель на служебном автомобиле весной 2022 года эвакуировал семью мэра, тем самым городскому бюджету был нанесен урон в несколько тысяч гривен. За этот административный проступок суд отстранил избранного мэра от исполнения своих обязанностей на год. Сам Атрошенко заявил, что это политический заказ Офиса президента за его критическую позицию. За мэра Чернигова тут же вступился мэр Киева Виталий Кличко и подконтрольная ему Ассоциация городов Украины.
Львовский судья Игорь Матвиив, отстранивший мэра Чернигова Атрошенко, в начале года пересел на новый Mercedes-Benz GLS-Class 2022 стоимостью 4,7 млн гривен, который не числится в его декларации доходов. Судья был назначен ровно год назад и только после отстранения Атрошенко смог обзавестись автомобилем люкс-класса.
В самой Черниговской области каждую неделю всплывают новые коррупционные схемы, связанные с военными действиями и ликвидацией их последствий. Наиболее распространенные схемы предполагают серьезное завышение (в несколько раз) цены расходных материалов. На прошлой неделе, например, была раскрыта схема закупки продуктов для ВСУ в ряде областей, включая Черниговскую. Десяток куриных яиц закупался по цене 200 гривен при стоимости в супермаркетах около 60 гривен. Хлеб закупался по стоимости 45 гривен за буханку, которая в магазинах стоит 20 грн Аналогичные наценки накручивали и на стоимости круп, картофеля и тушенки.
Черниговские волонтеры, занимающиеся помощью пострадавшим в ходе военных действий, заявляют, что Черниговская областная военная администрация под руководством Вячеслава Чауса неплохо зарабатывает на поставках стройматериалов. В частности, пиломатериалы чиновники закупают по цене 15 000 гривен за кубометр при рыночной цене 6000 грн. «Всегда знал, что рыба гниет с головы. Но не думал, что эта голова — Чаус! Пока я бегаю по кабинетам с заявками от погорельцев, чиновники Черниговской ОВА закупают стройматериалы по ценам в два-три раза выше рыночных. Пиломатериалы по 15000 грн за кубометр!», — рассказывает черниговский волонтер Олег Серик. По его словам, даже полиэтиленовую пленку областная администрация закупает по цене 45 гривен за погонный метр при рыночной цене 14 гривен. Все эти средства были выделены Кабмином Украины из денег, предоставленных западными спонсорами.
В январе в Черниговской области начали также расследование, связанное с пропажей сотен тысяч гривен из областного бюджета, которые якобы пошли на строительство металлического моста через речку Вить. Средства были списаны чиновниками областной администрации, но моста как не было, так и нет, хотя по документам он был сдан и даже функционирует. Секретность затрат при военном положении и щедрые вливания западных спонсоров предоставляет украинским чиновникам огромное поле для незаконной наживы, о масштабах которой простые граждане Украины смогут узнать разве что через годы после окончания военного положения, когда основных фигурантов уже не сыщешь в пригородах Лондона и Майами.
Черниговские чиновники сейчас обивают пороги западных политиков и миллиардеров, выпрашивая миллионы на восстановление инфраструктуры региона, в несколько раз преумножая затраты и рассказывая о «зверствах» россиян. В ряде случаев им удается получить, если не полную сумму, то хотя бы половину, но инфраструктура от этого не восстанавливается — ведь если её реально восстановить, тогда пропадет возможность растрясти европейских толстосумов.
Отстранение избранного мэра Чернигова, в принципе, и нужно было Офису президента и областной администрации для консолидации власти и прикрытия всех коррупционных схем.
В отличие от чиновников, связанных с Офисом президента, простые черниговцы едва сводят концы с концами, так как почти никаких работающих предприятий в городе не осталось. Бюджет области пополняется преимущественно за счет налогов на военнослужащих и западной помощи, которая не доходит до простых жителей. На улицах Чернигова за последние месяцы стало намного больше людей, распродающих свой нехитрый скарб.
В интервью черниговскому городскому сайту 0462 жители рассказывают, что вынуждены продавать последнее, чтобы выжить. «Не на что жить. Получила пенсию 3000 грн (5000 р.), отдала 2600 грн за коммунальные услуги. Субсидий никаких не получаю, так и выживаю. На Новый год и Рождество пришлось кушать только суп. Живу с невесткой и внучком. Сын умер два года назад. Невестка получает мало, и на школу внучку много требуется. У меня дача в селе Макишин, там и выращивала летом овощи. Ездила туда каждую неделю — ведь там похоронен мой сын. Там и ухаживала за огородом. Дорога стоит 160 гривен и ехать 40 минут. В 2022 году пешком ходила с мая по август 8 километров, но в моих годах это очень тяжело», — рассказывает жительница Чернигова Анна, продающая петрушку в центре города.
Еще одна жительница Чернигова по имени Наталья только в прошлом году вынуждена была выйти на улицу, чтобы распродавать свои вещи, овощи и консервацию. «Продаю всё своё. Вчера удалось заработать 161 грн — продала 3 килограмма картошки, банку помидоров и морковь. Вообще, если в день заработаю 80 гривен — уже хорошо. На такой торговле не выжить, но хоть что-то…» — удрученно говорит женщина.
Сейчас всем этим бедным женщинам запрещают торговать на улице, и зачастую они вынуждены прятаться в подворотнях со своими пучками петрушки и старыми советскими сервизами. Их не замечают чиновники Чернигова и высокопоставленные военные на автомобилях люкс-класса, закупленных за финансовую помощь от Швеции или Бельгии для «отражения российской агрессии».