"Подводная лодка в степях Украины". В Киеве эксперты ищут, как выйти из тупика войны на истощение

Как долго продлится украинский конфликт, никто сейчас точно не скажет. Возможно, в генштабах противоборствующих сторон имеются планы с конкретными сроками, но общественности об этом не докладывают.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Несколько завышенные ожидания украинцев относительно сроков завершения войны отметил политолог Игорь Петренко. Комментируя на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Украина» результаты исследования, проведенного Институтом социологии НАН Украины, он сказал, что есть позитивные тенденции — «и относительно доверия к государственным институтам, и оптимизма украинцев в вопросе социально-экономическим, и в вопросе в целом будущего».
Но в вопросе продолжительности конфликта ожидания несколько завышены, констатировал эксперт. По его словам, почти половина опрошенных высказалась так, что еще полгода-год, и конфликт будет завершен.
«К сожалению, сейчас динамика такая, которая показывает, что мы входим в такую позиционную [войну], — это с одной стороны, с другой стороны, это война на истощение и, к сожалению, она не может быть краткосрочной. Да, безусловно, мы можем много на что надеяться, но, скорее всего, мы должны строить свою жизнь, понимая, что это может затянуться», — сказал Петренко.
С этим согласился принимавший участие в пресс-конференции политический обозреватель Леонид Швец. По его словам, сейчас в обществе много говорят о «переломе», но «есть предпосылки говорить, что мы находимся на этапе, когда действительно… рождается понимание, что это надолго». Обещания, что все закончится «через два-три месяца» (так в свое время говорил экс-советник ОП Арестович) уже не срабатывают. Люди начинают думать о войне уже не месяцами — годами.
Это вызов и для общества, и для власти, констатировал эксперт. По его мнению, Украина как государство уже понимает, что необходимо перестраивать все стороны жизни, начиная с ВСУ и ВПК, где многое оказалось неэффективным — «на старом ресурсе нельзя выиграть долгую войну». Отдельно Швец отметил проявлениях коррупции, которые никуда не делись с началом военных действий. По словам аналитика, «это наш второй фронт, а иногда, может быть, и первый фронт, потому, что если мы не решим эти вопросы, то мы становимся какой-то добычей».
"На Украине закончатся люди, но не война". Украинские эксперты о ситуации в странеЕсли украинский конфликт затянется на годы, в чем заинтересованы определенные силы на Западе, то на Украине просто закончатся люди. И тогда западным странам придется принимать участие в войне с Россией уже своими силами. Такое мнение высказал украинский политолог Руслан Бортник.
Отметим, для завышенных ожиданий относительно сроков завершения войны у украинской общественности есть основания. Людям время от времени дают обещания. Президент Зеленский во время встречи со студентами и преподавателями КНУ, которую проводил вместе с экс-премьером Великобритании Джонсоном, заявил, что он верит в победу в 2023 году. В свою очередь, Джонсон заявил, что и друзья Украины помогут как можно скорее «закончить эту войну в 2023 году».
Ряд украинских экспертов согласны, что есть определенные предпосылки и сценарии, которые могут ускорить победу Украины, в том числе в 2023 году есть. Однако, как отметил Игорь Петренко, оптимизм должен быть сдержанным. По его словам, в украинском обществе идет дискуссия относительно параметров победы — и надо понимать, что если даже Киев получит все территории, выйдет на границы 1991 года, то и тогда фактор «российской угрозы» со стороны России не исчезнет. «Поэтому факторы, которые могут ускорить (победу. — Ред.) есть, но на самом деле мы должны думать в более широкой перспективе», — читает эксперт.
Впрочем, перспективы туманны. Политолог Константин Матвиенко заявил, что россияне, по его мнению, «являются заложниками той ненависти, которую сами посеяли в украинском народе». По его словам, «до 2014 года, до 2022 года была все-таки значительная часть украинцев, которые искренне считали нас братскими народами». Теперь же, полагает украинский эксперт, «россияне перечеркнули эти их надежды, прежде всего, для жителей Востока и Юга Украины, объединили украинскую нацию, поняли, что Украина никогда уже не будет для них братским народом и им не сдастся, и теперь они решили на самом деле воевать до победного конца, но мы им этого не дадим».
Впрочем, тут уместно вспомнить поговорку: никогда не говори «никогда». Как отметил украинский эксперт и политический деятель Александр Скубченко, сейчас на Украине мы наблюдаем примерно те же процессы, что имели место сто лет назад, во времена УНР — тогда так же Запад грабил Украину, вывозил зерно в Европу…
Но затем, как мы все знаем, Украины многие годы была равноправной и процветающей республикой в составе Союза. По словам эксперта, независимость — прерогатива сильных государств, и Украина не может быть независимой, ее удел — зависимость либо от России, либо от Запада.
«Все, что было хорошего в истории Украины, это только когда вместе с Россией. Украина в период "зависимости" от России строила корабли, самолеты и ракеты, покоряла космос и развивалась. А посмотрите на последнюю оккупацию Западом Украины после 2014-го: что построено, что сделано, где развитие? Только грабеж и нищета», — констатировал Скубченко в своем телеграм-канале.
Тем временем кто-то уже сегодня думает не о наиболее эффективных способах продолжения взаимного уничтожения, но о том, как потом совместно выстоять в суровом мире будущего. Так, адвокат и общественный деятель Татьяна Монтян на своем ютуб-канале заявила, что что «нам нужен СССР2.0», поскольку поодиночке нам — и России, и Украине, и другим постсоветским странам — просто не выжить.
"Это катастрофа". Эксперты в Киеве подсчитывают потери и предлагают версии будущего раздела УкраиныНа Украине политики и политологи продолжают обсуждать угрозу обострения на театре боевых действий, наступления на Киев, вероятность прямого вмешательства в конфликт НАТО, поставки вооружений, возможность удара из Белоруссии и даже вероятность ядерного удара.
«Экономисты подсчитали, что относительно самодостаточной страна в современном мире может быть только с населением 300−350 миллионов человек. Все, что меньше —можно даже ничего не ловить. И то, этого недостаточно, нужна еще куча нематериального ресурса — институции, технологии и все такое прочее. Поэтому в одиночку нам не выжить. Вот такая вот печалька, придется объединяться», — сказала Монтян во время очередного стрима на своем ютуб-канале.
Отвечая на вопрос, как же объединяться после всего, что сейчас происходит, Монтян напомнила, что происходит гражданская война: отец воюет против сына, брат против брата. Однако война закончится, как заканчиваются все войны, и надо будет учиться снова жить вместе. Адвокат напомнила, что даже в Руанде сегодня живут мирно вместе бывшие смертельные враги — «а куда деваться с подводной лодки?»
Рекомендуем