Ведь они такие же граждане, как и все.
Начнём с того, что список этого года не совсем традиционный.
Во-первых, редакция вынуждена была ограничиться двадцатью самыми богатыми людьми. Судя по всему, мобилизация редакцию таки зацепила (на самом деле нет, просто обычно список готовится уже в следующем году — к апрелю-маю).
Во-вторых, признать, что в прошедшем году эта двадцатка «похудела» на $ 20 млрд — до $ 22,5 млрд.
Forbes сравнивал со своими же подсчётами на февраль 2022 года, но мы решили положить в основу список того же издания за «тёплый и ламповый», доковидный 2019 год. Так сказать, нестареющую классику.
И ключевым моментом мы считаем не начало боевых действий, а политику деолигархизации (хотя боевые действия существенно повлияли на ситуацию).
1. На первом месте в 2019 году находился Ринат Ахметов, находится он на нём и сейчас, но…
В 2022 году его капиталы снизились с $ 13,7 и до 4,4 млрд, в чём мы не видим ничего удивительного. После потери мариупольского кластера стоимость горно-металлургической империи Ахметова действительно сократилась раза в три по меньшей мере.
«Но» состоит в том, что по итогам 2019 года тот же самый Forbes.ua насчитал у Ахметова всего $ 2,8 млрд. Вы верите, что за два года (на которые пришёлся ковидный кризис и восстановление после него) стоимость активов Ахметова могла возрасти в четыре раза? Он ведь металлом торгует, не вакцинами и программным обеспечением…
В общем, что-то не так с методической базой у украинской редакции знаменитого издания.
Хотя, конечно, бухгалтерия оценок чужого имущества — дело тонкое. Наверняка у редакции есть какое-то объяснение этого странного феномена. Вот, например, если бы считали от более реальной цифры, то Ахметов оказался бы не только не самым богатым, но, пожалуй, и в десятку не вошёл бы… И был бы этим недоволен.
2. Второе место занимал Виктор Пинчук с $ 1,4 млрд.
По итогам 2022 года он скатился на четвёртое место, уступив вторую и третью позицию создателям онлайн-переводчика Grammarly (несколько десятков миллионов активных пользователей) Максиму Литвину и Алексею Шевченко.
По итогам года Пинчук тоже обеднел — его капитал сократился с $ 2,6 до $ 2,2 млрд. Причины роста состояния в 2020-2021 годах также остаются непонятными, хотя 2019 год был для олигарха плохим — из-за не лучшей конъюнктуры только поставки труб в ЕС сократились на 16%.
3. Третье место в 2019 году было у Петра Порошенко с $ 1,4 млрд. Это, наверное, была сладкая приправа к поражению на выборах.
Сейчас Порошенко упал на 12-е место, и удивительное дело: его капитал сейчас оценивается меньше, чем в 2019 году, — он даже миллиардером перестал быть ($ 0,73 млрд). И то сказать — сейчас на военных заказах не заработаешь так, как это делалось при его президентстве.
4. Четвёртое место — владельцы сети магазинов «Эпицентр» Александр и Галина Гереги ($ 1,4 млрд).
Сейчас у них шестое место (смещение за счёт проникновения в первую пятёрку двух программистов) и капитал $ 1,6 млрд. В начале года было $ 1,8 млрд, но тут у нас особых вопросов нет — во время карантина «Эпицентр» вытеснил из традиционных ниш многих конкурентов, расширив ассортимент на счёт товаров повседневного спроса, а в 2021 году продолжал расширять и саму сеть.
5. Геннадий Боголюбов — $ 1,2 млрд.
Партнёр Игоря Коломойского по группе «Приват» занимался преимущественно банковским направлением, но после национализации «Приватбанка» не расстроился и занялся нефтянкой.
Сейчас он спустился на 9 место, и его капитал оценивается в $ 1 млрд, что странно. В отличие от Коломойского он не пытается играть в политику, а спрос на топливо сейчас большой (правда, заработать мешает госрегулирование).
6. Достояние владельца «Мироновского хлебопродукта» Юрия Косюка по итогам 2019 года оценивалось в $ 1,2 млрд.
Сейчас он на 13-м месте с капиталом $ 0,52 млрд, причём падение его началось не в 2022 году, когда аграрный олигарх мог многое потерять за счёт ухода Херсонской и Запорожской областей, а ещё до того — в начале года его состояние оценивалось в $ 0,52 млрд.
7. Константин Жеваго — $ 1,1 млрд.
В финансовом отношении он и сейчас себя неплохо чувствует — пятое место, $ 1,4 млрд (вместо 2,1 на начало года — видимо, в эту сумму оценён национализированный АвтоКрАЗ)…
Ну, если исключить то, что Жеваго сейчас под арестом во Франции и ждёт экстрадиции на Украину, где ему инкриминируют хищение денег из его же банка «Финансы и кредит».
Вообще, это второй в истории Украины случай, когда под арест попадает человек из первой десятки Forbes (после Юлии Тимошенко), но реакция на это удивительно спокойная — война, Зеленский (ему всё сходит с рук), ну и сам Жеваго особой роли в политике не играет.
8. Игорь Коломойский — $ 1 млрд.
Второй совладелец «Привата» пропал из первой двадцатки Forbes из-за… утраты украинского гражданства! Интересно, где его теперь считать-то будут — в Израиле или в Швейцарии?
9. Вадим Новинский — $ 0,8 млрд.
Восьмое место и $ 1 млрд (в начале года было $ 3,5 млрд, во что поверить трудно, но не надо забывать, что он бизнес-партнёр Ахметова).
10. Александр Ярославский — $ 0,7 млрд.
Сейчас — 19 место, $ 0,3 млрд.
Из других частей списка обращает на себя внимание то, что пропал из числа миллиардеров британско-украинский аграрный олигарх Андрей Веревский (опять же, произошло это до начала СВО).
Редакция Forbes обращает внимание на рост капитала Виталия Хомутынника (видимо, нажился на военных заказах, но это отдельная тема). В первой двадцатке, помимо упомянутых уже Литвина и Шевченко, появилось пятеро людей, сделавших капитал в сфере IT.
Общие выводы такие:
Во-первых, список самых богатых людей Украины в основном остался без изменений (если не считать жульничества с Коломойским).
Во-вторых, все они существенно потеряли с началом боевых действий, что, в общем-то, неудивительно: стоимость украинских активов изрядно упала просто по факту боевых действий.
В-третьих, очень сильно упало их политическое влияние, что видно и по хамскому высказыванию главы СБУ Малюка, и по отказу Ахметова от своих медиаактивов, и по инциденту с Жеваго (даже если он закончится ничем).