Если всего пару лет назад, в начале странной пандемии коронавируса, многие почувствовали, что все мы накануне нового крутого поворота истории, драматические события последних месяцев в сердце Европы не только раскололи время ее жителей на до и после, но и окончательно подтвердили всем сомневавшимся, что возврата в прошлый знакомый предсказуемый мир уже не будет.
Независимо от известных позиций противостоящих сторон, стран НАТО и России, и страшной человеческой цены происходящего, нерешенным остается главный и самый важный вопрос — общественной модели человеческого будущего.
Вопреки множеству эмоций и императивов, сегодняшнее противостояние — неизбежный и закономерный результат противоречий, копившихся в мире и на постсоветском пространстве после распада СССР.
Если в бывших советских государствах в последние три десятилетия происходили очень разные и неравномерные процессы, то коллективный Запад во главе с различными правительствами Соединенных Штатов Америки — без разницы демократов или республиканцев — все это время продолжал захватническое поступательное движение на восток.
Причем речь не только о новых искусственно развязанных войнах и перемещении войск НАТО, но и о нарастающем экономическом и финансовом давлении, культурном проникновении через подконтрольные Западу социальные сети и местные и международные СМИ, и, главное, системе ценностей, выстроенной исключительно вокруг денег.
Именно это позволило в рекордно короткий, с точки зрения истории, срок превратить Украину и ряд других постсоветских республик в полностью подчиненные Западу географические придатки с массово одураченным или запуганным населением и местным правительствами, проводящими политику в интересах кого угодно, но только не собственного населения.
Сама логика развития неолиберального капитализма, заключающаяся в пожирании национальных суверенитетов, природных ресурсов и исторической памяти других стран, не могла оставить без внимания крупнейшую и богатейшую территорию мира — Россию. Путем постоянных провокаций и давления в конце концов развязан столь выгодный врагам России, Украины и Европы конфликт.
И поскольку он не случайность, а часть плана, заказчиками которого выступают влиятельнейшие корпоративные и финансовые силы планеты, принявшие решение об уничтожении не только России, но и всего постсоветского пространства, его мирное урегулирование без военного и экономического поражения одной из сторон маловероятно.
Тем более, как показали последние годы, НАТО привыкла использовать мирные соглашения не для поиска гуманных решений, а для выигрыша времени с целью накопления военной силы.
Очевидно, что большая война в Европе — последний шанс дряхлеющей империи США в ее всё более неравном противостоянии с Китаем, а всё более полное экономическое подчинение европейских государств транснациональным финансовым структурам и корпоративным интересам, умноженное на военную зависимость от структур НАТО, привели сегодня европейские народы к потере политического суверенитета и возможности защищать свои собственные приоритеты.
Самый страшный вчера для госдепа призрак стратегической оси Берлин (промышленность, денежные ресурсы и технологии) — Москва (природные богатства) — Пекин (производственная база и рабочая сила) успешно устранен со сценариев обозримого будущего.
Вместе с этим разрушается промышленность и социальная структура Западной Европы, в течение второй половины прошлого века приведшие ее страны к достаточно высокому уровню материального благополучия и социальной гармонии и поэтому являвшимися главным аргументом и достижением мировой капиталистической цивилизации.
Да, было это за счет эксплуатации ресурсов стран третьего мира и «утечки умов» из бедных регионов в более благоприятные условия, что обычно мало волновало политкорректного среднего европейского обывателя. Но главным сюрпризом последнего времени оказалось другое: задний двор США оказался не в Латинской Америке, как привычно предполагалось, а в Западной Европе.
Наступает момент вернуться к вопросам, которые мы недавно так старательно откладывали на несуществующее будущее.
Живя в относительно стабильном мире, преступное устройство которого давно не выдерживало никакого критического анализа, перед экраном постоянных югославий, ливий, ираков и сирий, мы не хотели или не умели понимать того, что мы — уже часть этой войны, которая сама собой никогда не прекратится.
Наверное, было бы честно себе признаться, что уничтожение Украины началось задолго до 2014 года — и события Майдана просто стали очередной точки невозврата нашей истории, которую теперь всем придется отстраивать заново, разгребая руины и оплакивая жертвы.
Наступающий год вряд ли будет проще уходящего. Реальность в очередной раз напомнила о своем отличии ото всех наших карикатур и стройных теорий, не предлагая нам ни простых решений, ни времени на сборы.
Предыдущая модель мира оказалась нерабочей. Пока у нас внутри и снаружи — смешение чувств, хаос и неразбериха, враг организован, сосредоточен и ведет давно спланированную войну на уничтожение. Для победы необходимо выйти из логики противника и стать непредсказуемыми.
Действовать вне логики противника — это в первую очередь не дать себя расчеловечить.