Joint Direct Attack Munition ("унифицированный боеприпас для непосредственной атаки цели") позволяет сделать из бомбы свободного падения прицельное оружие. Для этого к середине снаряда прикрепляют крылья, а к хвосту — блок c аэродинамическими рулями.
Также в хвостовом блоке находится мини-компьютер с навигационным оборудованием.
Эта разработка Boeing во многом предвосхитила GLSDB — "умную" авиабомбу, которую адаптировали для запуска с земли. Правда, речь только о легких снарядах.
JDAM предназначены для более тяжелых бомб. Соединенные Штаты устанавливали эту систему на Мark-82, Mark-83 и Mark-84 весом в 227, 454, 907 килограммов соответственно.
В восточноевропейском климате JDAM не испытывали. Да и характер боевых действий на Украине иной, отметил авиаэксперт Владимир Карнозов.
К тому же США привыкли применять систему, господствуя в воздухе. Однако ни сопоставимых самолетов, ни современных комплексов ПВО у Киева нет.
"Украинская авиация не в состоянии активно помогать войскам. Мы наблюдаем только единичные полеты. Практически все, что поднимается в воздух, сразу сбивают. Поэтому интенсивно использовать такие бомбы не смогут", - заверил специалист.
После распада Советского Союза Украине достался большой авиапарк военных самолетов, основу которого составляли разработанные в 1970-е МиГ-29. Только истребителей этой модели было до 200 штук. Почти все продали за рубеж. А машины, базировавшиеся в Крыму, достались России в 2014 году.
Также украинские самолеты регулярно сбиваются российскими истребителями и силами ПВО — только на прошлой неделе, по официальной информации, Киев потерял четыре МиГ-29 и два Су-25.
То есть Украине не хватает средств доставки для бомб, оснащенных JDAM.