США должны быть благодарны Владимиру Зеленскому за то, что из-за него Киев ведет бессмысленную войну с Россией и утилизирует старое американское оружие, позволяя Штатам создать новые рабочие места в своем ВПК, считает политолог-американист, доктор юридических наук Александр Домрин.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Александр Николаевич, давайте подведем итоги визита Зеленского в Вашингтон. Какие цели преследовал Зеленский и чего удалось достигнуть?
— Меня меньше всего удивляло слово «переговоры» между Зеленским и Байденом. Переговоры происходят в терминах международного права, между лидерами равноправных суверенных государств. На самом деле не было никаких переговоров.
Зеленского доставили на американском военном самолете с американской военной базы в Европе на американскую военную базу «Эндрюс» в США. Это был визит гостя, якобы руководителя Украины к американскому президенту. Переговоров не было.
Почему именно сейчас произошел этот визит? Потому что совсем скоро будут рождественские праздники в Соединенных Штатах.
После рождественских праздников, 3 января, в американский конгресс и в палату представителей приходит республиканское большинство. Сейчас, буквально в эти дни нужно было появиться Зеленскому в Соединенных Штатах, встретиться как с президентом США, так и с нынешним руководством палаты представителей, чтобы пожаловаться на то, как все плохо на Украине.
Попросить денег и попросить железа — вооружений.
— Современных вооружений.
— Конечно, этого самого железа. Ну что, все получилось! Прилетел, пожаловался, денег получил, никто не спрашивает сейчас в отношении распила — сколько из этих денег на самом деле останется в Америке, сколько из этих денег останется в кармане самого Байдена.
Давно уже семейка Байдена превратила Украину в свою стиральную компанию и в свой кошелек. Самое последнее, что касается железа, — да, это совершенно нормально. Америка избавляется от своего старого железа, она это старое железо отправляет на Украину.
Вы знаете, чтобы разобрать, утилизировать старое железо, нужно затратить больше денег, чем его произвести. Вместо того чтобы утилизировать старое железо, давайте мы его отправим на Украину, причем тоже, заметьте, не бесплатно.
Это называется ленд-лиз. Это то самое железо, которое мы получали в Советском Союзе от США в годы Великой Отечественной войны. Спасибо, конечно, им за это. Но Советский Союз, а потом и Россия расплачивалась за это железо. мы последний транш заплатили за это в 2006 году.
То есть Америка добивается сразу многих целей. Первая — будем сражаться до последнего украинца против России. Вторая — будем продавать Украине старое железо. Замечательно! Заплатит Украина после этого или нет — это уже второй вопрос. И третья — вместо этого старого железа мы будем создавать в военно-промышленном комплексе США новые рабочие места, а это сотни тысяч человек, если не миллионы, чтобы их занимать для производства нового американского вооружения.
Все очень логично, и в этом смысле этот непонятный товарищ в свитере создает для Соединенных Штатов новые рабочие места и американцы должны ему за это быть благодарны.
— Также Владимир Зеленский заявлял о том, что хочет обсудить двустороннее сотрудничество Украины и США. В чем оно может заключаться?
— Какое там может быть сотрудничество? Прилетел непонятный человек с американской военной базы в Европе, на американскую базу «Эндрюс» в США. Какое там может быть сотрудничество?
Единственное возможное сотрудничество между Украиной и Соединенными Штатами — это использовать Украину в качестве такого боевого топора против ворот Кремля. И американцы этим замечательно пользуются. Не знаю, насколько сам Зеленский этого не понимает, скорее всего, понимает.
Скорее всего, когда Зеленский будет бежать с Украины, он воспользуется тем же самым маршрутом. Сначала с Украины на какую-то военную базу в Европе, а оттуда на военную базу в Соединенных Штатах.
— Возможно, это была репетиция?
— Вполне допускаю, да. И посмотрите на окружение Зеленского, посмотрите на этих непонятных персонажей в таких же непонятных свитерах, кроссовках.
Кроме того что Зеленский встречался с Байденом, было же еще его появление перед американским конгрессом. Прямая аналогия выступления Зеленского перед конгрессом — это выступление Ельцина в конгрессе США в начале 1990 года, тридцать лет назад.
Я также прекрасно помню, как Ельцин завершал свое выступление словами «боже, храни Америку», и потом, когда уже зааплодировал настоящий конгресс, как он под нос пробормотал, под эти аплодисменты: «И Россию».
Сейчас произошло то же самое: 27 минут выступал Зеленский перед совместным заседанием обеих палат американского Конгресса. 18 раз standing ovations, когда его сопровождали не просто аплодисментами, но и когда вставали члены представителей сената, чтобы его поддержать.
Чудовищное событие в истории моей страны — когда Ельцин выступал в американском конгрессе. Когда Ельцин сдал великий Советский Союз и после распада СССР совсем скоро сделал Российскую Федерацию марионеткой вашингтонского обкома. Сейчас, тридцать лет спустя, это повторил Зеленский.
Мы прекрасно с вами знаем, что произошло за последующие тридцать лет. И мы прекрасно с вами понимаем, что Зеленскому не простят те украинцы, которые не хотят быть марионеткой вашингтонского обкома.
Мы тут выходим за пределы военной операции между Россией и Украиной, мы тут с вами выходим уже на понимание того, что сами украинцы не захотят быть марионеткой вашингтонского обкома уже после ухода товарища Зеленского.
— Тем временем выделен новый пакет военной помощи Украине от США. Предоставлен пока что один комплекс «Пэтриот» и боеприпасы к нему. Помимо этого, в рамках пакета Украина получит ракеты «Харм», боеприпасы для РСЗО «Хаймарс», бронированные машины, сотни тысяч боеприпасов разного калибра. В общей сложности пакет рассчитан на 1,85 миллиарда долларов. На какой уровень выходит эскалация конфликта на Украине после этого?
— Американцы на самом деле очень расчетливо подсчитывают, что, какое железо они могут отдать Украине.
Конечно, вашингтонский обком будет и дальше сражаться против России, сражаться силами Украины. Это то, что называется proxy war, это опосредованная война.
Вместо этого железа, которое сейчас американцы будут поставлять Украине и опять-таки, это же не подарок, это вооружение, за которое Украина должна будет расплачиваться. Но вместо этого старого вооружения, которое сейчас американцы будут отдавать Украине, Америка будет занимать новые рабочие места для своих рабочих мест в Соединенных Штатах.
Еще одна важная деталь. Я уже сказал, что утилизация какого-то старого вооружения, как правило, более дорогая, чем производство нового вооружения. Мы отдадим это старое железо Украине не бесплатно, Украина за это нам должна будет заплатить, а мы еще посмотрим.
Вот у нас не было возможности посмотреть, как это старое железо на самом деле работало, например, в Сирии, а сейчас мы посмотрим, как это старое железо, те же самые «Хаймарсы», как будут работать на Украине.
— Вот и проверим. Интересный момент: будет Украина как-то рассчитываться?
— Я не думаю, что Украина будет рассчитываться. Я думаю, что это на Украине произойдет то же самое, что произошло с тем самым пресловутым забором, стеной, которую Украина строила на границе с Россией еще при товарище Яценюке, который сейчас живет во Флориде.
Украина получила порядка миллиарда долларов, чтобы строить этот забор, эту самую стену, еще при том премьер-министре, который сейчас живет во Флориде. И когда он вместо того чтобы построить этот забор или эту стену, на самом деле, как показывали и украинские и российские телеканалы, — там была выкопана какая-то непонятная канавка, глубиной 30 сантиметров. А тот самый Яценюк, он сейчас на эти самые благополучно полученные американские деньги живет во Флориде.
Я думаю, что сейчас произойдет то же самое. «Давайте нам больше денег, как мы их потратим — не ваше дело»! А вот тут уже вступает в очередь новая деталь. Почему именно сейчас произошел этот визит?
Первое, совсем скоро новогодние каникулы, палата представителей, пенат, уйдут на отдых. 3 января большинство в палате представителей получают республиканцы.
Республиканцы будут, естественно, поддерживать Украину, потому что это в интересах американской экономики, самое главное. Но прежде всего республиканцы устроят аудит, а сколько вообще ушло миллиардов долларов на Украину?
Какой был процент распила на территории США? Какой был процент распила на Украине? Какой был процент распила в этом домашнем ящике Хантера Байдена и его папаши?
Почему именно сейчас произошел этот визит, совершенно понятно. Потому что «дайте нам еще больше денег, пока еще не пришли республиканцы к власти в конгрессе США. Да, они, понятно совершенно, будут нас поддерживать, но они будут задавать неудобные вопросы демократам, не из-за того, что они не любят Украину, а они не любят Россию не меньше, чем демократы, но они не любят Байдена тоже, поэтому будут задавать вопросы». Все очень просто.
— Новым послом США в России стала Линн Трейси, ее кандидатуру утвердил сенат. Что для нас значит приход этой леди на пост?
— Все решения, что касается не просто послов, но и руководителей МИД или Госдепартамента — это вопрос технический. Все решения принимаются на уровне президентов наших стран.
Я не ожидаю ни улучшения, ни ухудшения отношений между нашими странами. Собственно, посол ничего не решает. Есть, конечно, какие-то детали, например, когда послом был Майк Макфол.
Мы с ним знакомы с 1995 года. Майк Макфол изначально был специалистом по борьбе с апартеидом в ЮАР, и вот он унаследовал это видение того, что происходит в международных отношениях черно-белое. Черное в ЮАР — хорошо, белое в ЮАР — плохо.
Когда апартеид в ЮАР пал, Макфол переключился на Россию. И вот он с этим самым черно-белым понимаем того, что происходит в мире и в российско-американских отношениях, он с этим пониманием пришел сначала в качестве просто эксперта по российско-американским отношениям, а потом уже в качестве посла.
Значит, черно-белое понимание, без всяких оттенков черного или серого, и тем самым зарекомендовал себя как худший посол в истории не только российско-американских отношений, но и советско-американских отношений.
Да, конечно разные послы приносят свое понимание, но самое главное, они отражают то, что происходит между Вашингтоном и Москвой, а не между посольством Соединенных Штатов на Новинском бульваре и российским МИДом, который находится там совсем рядом.