Ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, экономист Алексей Кузьмин в комментарии Украина.ру высказал мнение, что кризис в мировых финансах, начавшийся с введения западных санкциях, лишь часть глобальных тектонических процессов, — грядет всеобщая рецессия.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру
— Алексей, что нас ждет в связи с перспективой падения доходов от нефтегаза?
— Перспектива падения доходов от нефтегаза? Если учесть, что мир на грани очень глубокой рецессии, то обойтись без глубокого падения невозможно всем. Вообще, вся эти логика поисков и вопросов, а где же наш рост, мне кажется противоречащей здравому смыслу.
После кризиса 2008 года никакого восстановления, кроме восстановления потоков бабла, не было. А восстановление потоков бабла идет только от печатных станков и производства немереного количества деривативов. С этой точки зрения рассуждать о каком-то оздоровлении — это врать самим себе. Я врать себе не люблю.
— Но привлечение средств происходит все же разве не на фондовом рынке?
— Это кладбище, на котором уже даже покойников нет, одни зомби. Кто-то ожидает нового нашествия зомби, но мне лично это не интересно. Потому что эти зомби, деривативы, биржа, не связаны с реальной экономикой. Ни в производстве, ни в потреблении эти деньги не крутятся. Есть отличие человека, который крутит педали на велотренажере, от человека, который ездит на велосипеде? И тот, и другой давят на педали. Реальные компании живут вне оборота финансовой системы…
— Но не все же компании…
— Компании, которые генерируют прибыли на биржах, на самом деле имеют значительные убытки…
— Например?
— Инфотех-компании. Когда последний раз прибыль получал гражданин Маск (американский предприниматель Илон Маск. — Прим. ред.)? Когда в последний раз прибыль получал «Фейсбук» (запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и также запрещена)? Стандартная дивидендная доходность измеряется в промилле, там тысячелетняя окупаемость. Вся доходность только от изменения курсовой стоимости. Это не имеет отношения ни к чему, кроме ожиданий. Реально с момента краха доткомов (компании, бизнес которых основывался на работе в интернете; эти фирмы пережили бум и отток денег из этого сектора экономики. — Прим. ред.) было очевидно, что все это свидетельство, что ничего, кроме надутого пузыря, там нет.
— Но есть и часть финансового рынка, которая обслуживает и сырьевой сектор. Это же на нас влияет?
— Каждый раз между возможностью восстановления и белой горячкой люди выбирают белую горячку с окончательной утратой адекватности. Все меньше и меньше возможностей вернуться к нормальному функционированию экономики. А что происходит с рынком углеводородов и газа, в частности?.. Ну переведем мы торговлю на турецкий хаб, бенефициарами станут американцы и немножко мы с турками. Весь этот праздник за счет ЕС, которому приходит такое аля-улю.
— Для нас процесс отстегивания от мировой экономики будет болезненным?
— Наша экономика в мировой рынок капитала и так была не особо вовлечена. А после февраля в течение полугода она стала радикально невовлеченной. От мировой валюты мы отказываемся, потому что авторы мировой валюты делают все, чтобы никто не верил в их детище…
— Так, может, мы вскоре перейдем на золотой стандарт?
— А вот этого я не знаю. Я пророчествами не занимаюсь. Что случилось, когда российские ЗВР (золотовалютные резервы. — Прим. ред.) практически украли…
— Но их же пока не украли?
— Сам вопрос о том, что деньги могут украсть, уже возник. Те люди, которые гарантировали сохранность денег, безо всяких судебных решений и юридических формальностей просто запрещают пользоваться деньгами владельцу. Тот, кто так делает — мелкий жулик, доверять ему можно от отчаяния. И на эту ситуацию смотрит весь мир девять с половиной месяцев. Китай сделал вывод, старается перевести расчеты во внешней торговле в национальные валюты. Саудовская Аравия поняла, что сидеть в кармане у «союзника», не стоит. Карман дырявый, деньги из него могут утечь неизвестно куда. Если это не свидетельство, что наступает окончательный «праздник», то что тогда свидетельство?