Европа готова передать Украине российские золотовалютные запасы, но в реальности украинцы не получат ничего, считаете научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при правительстве Российской Федерации, Дмитрий Журавлев.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
— Дмитрий Анатольевич, Владимир Зеленский в беседе с Джо Байденом заявил об уничтожении 50% инфраструктуры Украины. Есть ли интерес у Вашингтона сделать все возможное в области укрепления противовоздушной обороны Украины, хотя бы той работающей энергосистемы, которая осталась?
— У Вашингтона есть одна задача: чтобы война длилась как можно дольше. Все остальное Вашингтон не интересует. Поэтому настолько, насколько сохранение инфраструктуры гарантирует сохранение войны, они будут защищать, но не своими руками.
Ведь вся идея американцев состоит именно в том, чтобы повоевать с Россией, но юридически в этой войне не участвовать и ответственность за нее не нести. А нести должна Украина — и ответственность, и потери.
Поэтому инфраструктуру прикроют, но не везде и не всю, а настолько, насколько это надо для того, чтобы по железным дорогам Украины перевозить оружие. Когда оружие будет перевезено, остальное не будет иметь никакого значения.
— Также Зеленский заявил Байдену о необходимости создать глобальный саммит мира для координации международных усилий по завершению боевых действий на Украине. Нужна ли самому Зеленскому мирная ситуация?
— Мир в чистом виде ему не нужен, потому что после мира наступит момент отдачи долгов. Отдавать нечем и нечего. Но есть другой вопрос, когда Зеленский говорит «саммит по миру», он имеет в виду саммит по победе над Россией. Вот мы соберемся и потребуем с России денег, и вот это ему очень надо.
При этом он почему-то думает, что Россия ему эти деньги даст. Будет саммит, на котором объявят Россию преступной, русских руководителей назовут преступниками, заодно продиктуют России условия капитуляции, в которой будет много денег, из которых Зеленский отдаст долги Украины. Вот его картина мира.
— Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявлял о том, что как раз часть денег на восстановление хотят взять из тех самых замороженных российских активов...
— Да, причем отдать их должен Запад, потому что Западу очень жалко свои тратить. Причем понимаете, просто их забрать, даже наши деньги, как-то будет сложно, потому что есть другие страны, они тоже вкладывали деньги в американские и европейские банки. И если просто забрать у России, другие тоже свои деньги унесут, потому что страшно будет.
Если взять [наши российские, замороженные на Западе золотовалютные резервы и отдать их] на восстановление Украины, то вроде как, с их точки зрения, это справедливо. Раз «ужасные русские Украину разгромили — вот пусть и восстанавливают за свой счет». Да, можно будет и деньги наши прибрать, фактически они все равно пойдут американцам, потому что Украина должна Америке, и при этом вид честных бизнесменов сохранить.
Для Америки это тоже сплошной выигрыш, для Зеленского тоже не проигрыш — хоть какие-то дырки заткнет. Проиграет Россия в этом случае и проиграет Украина, потому что украинский народ с этого ничего не получит.
— Тут два самых главных вопроса. Нужно ли будет восстанавливать Украину и когда и пойдут ли действительно эти деньги именно на восстановление Украины, а не кому-то в карман?
— Восстанавливать Украину, бесспорно, нужно, вопрос в том, что нужно ли Зеленскому восстанавливать Украину. Им нужно воевать на Украине, а восстанавливать, пусть русские восстанавливают. Так всегда было — мы повоюем, а потом придет Россия и начнет строить дороги и дома.
Так и в девяностые годы было, я слышал от европейских дипломатов в девяностые про постсоветское пространство — это ваша зона ответственности, вот и занимайтесь. А пойдут ли? Думаю, что не пойдут. Скорость разграбления настолько большая, что даже украв наши золотовалютные запасы, которые лежат на Западе, я боюсь, что ни копейки из этих денег до Украины не доберется.
— Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель несколько дней назад заявлял о тех сложностях, с которыми пришлось столкнуться ЕС при согласовании девятого пакета санкций против России. И в связи с этим вопрос, насколько Европа готова продолжить плясать под дудку Штатов и выделять деньги на вооружение, в том числе Украине, когда сами испытывают такой кризис?
— Европа готова плясать под дудку Штатов, тем более что даже все газеты Европы — это газеты американские, они только выходят на немецком, французском и иных языках, а фактически это американские СМИ.
Но Европа не готова умирать под эту дудку. Плясать — пожалуйста, но не умирать, и в этом главная проблема этого пакета. То есть Европа готова идти за Америкой, но Европа не готова жертвовать собой.
Она готова победнее пожить, но голодать и холодать ей не хочется. И сейчас, когда проамериканский вектор определяется позицией европейских элит, но не народами, людям не хочется всего этого. Им хочется, чтобы все побыстрее закончилось.
Недавно пошли разговоры, причем не только внизу, но и вверху, что надо снимать санкции с гражданских отраслей — с нефти и газа. И поэтому санкционное движение в отношение России будет, но только не безусловное.
Некоторые страны хотя и подпишут, все же с условием, что эти санкции не будут распространяться на то, что получают они из России. А вы же понимаете, что плотина с дыркой — это уже не плотина.
Если какая-то или несколько — а скорее всего, будет несколько стран, — получат разрешение в санкциях не участвовать, то значит, никаких единых европейских санкций просто нет. Потому что ту же нефть купят венгры, потом продадут полякам. Это будет сложнее, это будет дороже, потому что возникнут очередные транспортные, логистические коридоры, но это все равно будет.
— Но ведь так продолжаться до бесконечности не может. Что все-таки ожидает Европу в будущем?
— Вариантов несколько. Если проамериканские силы фактически введут диктатуру, то они просто замерзнут. Второй вариант — отказ от санкций, и момент промежуточный — отказ от санкций в гражданских отраслях при сохранении каких-то политических санкций, санкций, связанных с военным преимуществом.
В любом случае, похоже, Европа уже из-под Штатов не вылезет, но при этом она настолько ослабнет, что она уже будет всего лишь прикупом при Америке. Пока к этому все идет. Такой дом престарелых современной цивилизации.
— Бывший канцлер Германии Ангела Меркель заявила на днях, что Евросоюз продвигает концепцию Минских соглашений между Украиной и Россией не для того, чтобы добиваться мира между странами, а чтобы дать киевскому режиму время подготовиться к конфликту. Это заявление вызвало бурную реакцию как в России, так и за рубежом, но насколько такая позиция подрывает доверие к Евросоюзу?
– Вы понимаете, ведь госпожа Меркель и была тем тараном, который продвигал Минские соглашения. Именно она говорила с нашим президентом, именно она обсуждала эти вопросы на Украине вместе со Штайнмайером, тогдашним министром иностранных дел.
Поэтому когда она это говорит, она тем самым, что называется, ставит на эти действия «знак качества», потому что она-то точно знает, для чего и как принимались Минские соглашения, — лучше, чем кто бы то ни был.
Что касается доверия, то я думаю, что доверие по украинской позиции исчезло так давно, что его уже теперь можно и не искать, потому что этот принцип Украины.
Принцип Украины — брать по любому договору все что можно, не давая ничего взамен. Он же уже очевиден всем, он очевиден и союзникам так называемым Украины, просто им так нужно, чтобы Украина воевала, что они готовы закрывать на это глаза.
Но это не значит, что они уважают Украину, нынешний украинский режим, и верят ему. Они им пользуются, пока могут, а потом, когда дело дойдет до какого-то нового этапа, когда не надо будет воевать, я боюсь, украинские руководители о себе узнают много нового.
— Работает ли в наших интересах такая риторика бывшего канцлера Германии?
— Я не думаю, что для нашего руководства она скажет что-то новое. Что касается нашего народа, то надеюсь, что ту часть общества, которая думает, что с Украиной можно договориться, эти заявления Меркель вернут к реальности.
Я очень на это надеюсь, потому что все попытки договориться с Украиной заканчиваются стратегическим коллапсом. Но это видно политологам, это видно политикам. А это должно быть видно обществу, ведь заявления Меркель в этом смысле очень хороший инструмент прояснения мозгов.