Тайны не получилось. Зачем Польша начинает скрытую мобилизацию

Польские военкоматы начали вызывать на учения резервистов, которые не служили в армии. Фактически речь идёт о скрытой мобилизации и подготовке к возвращению всеобщей воинской обязанности
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Когда на минувшей неделе, 6 декабря, был опубликован проект распоряжения правительства Польши о проведении военных учений в следующем году, в которых будут задействованы до 200 тысяч резервистов, в том числе до 38 тысяч никогда не служивших в армии, никто не ожидал, что в связи с этим разразится громкий скандал.
Однако он вспыхнул уже на следующий день, когда рекрутационный центр Минобороны (аналог военкомата) в городе Серадз в центральной Польше начал вызывать на военные учения исключительно людей, которые никогда не имели никакого контакта с армией — кроме медицинской комиссии в 18 лет, определившей их годными к службе.
Первым громко заявил о ситуации молодой компьютерщик Михал, который и обнародовал вызов на 33-дневные учения, запланированные на март-апрель 2023 года, которые должны закончиться принятием воинской присяги.
По словам мужчины, в центре его обязали заполнить достаточно подробную анкету и сообщили, что он полностью годен к службе, — хотя ни медицинского, ни психологического обследования не было.
Михал безрезультатно пытался выяснить, в чём же будут состоять учения, но получил ответ, что это будет общая подготовка, в том числе умению обращаться с оружием, а обо всех подробностях он узнает на месте.
На протяжении дня истории из рекрутационного центра в Серадзе заполонили страницы польских СМИ.
Олег Хавич: кто онУкраинский журналист, политолог, политический аналитик, собственный корреспондент издания Украина.ру в Восточной Европе
Так, 32-летний водитель грузовика рассказал журналистам, что 12 лет назад он пытался поступить на службу в армию Польши (она профессиональная, и даже рядовой солдат получает неплохие деньги), но ему ответили, что это невозможно из-за состояния здоровья.
«Тогда мне сказали, что у меня есть проблемы с позвоночником, а теперь сами меня вызвали», — сообщил мужчина.
Правда, ему, в отличие от Михала, всё же назначили обследование у врачей, на основании которого должны принять окончательное решение о вызове на учения.
Ещё один профессиональный водитель и механик, 24-летний Томаш Вишневский, в первую очередь переживает из-за работы.
«Меня в мастерской ожидают 50 автомобилей, как я могу отправиться на такие длительные учения, — рассказал мужчина порталу Onet.pl. — А ведь бабушка говорила мне не получать на почте это уведомление!»
Самым курьёзным оказался случай парня, который имеет диплом специалиста по логистике, но много лет занимается выращиванием попугаев, которых у него аж 800.
«Военные, в конце концов, решили, что 800 попугаев нуждаются в постоянном уходе. Но не исключён, как сказали они, повторный вызов в будущем. И в следующий раз объяснения, связанного с птицами, может оказаться недостаточно», — рассказал заводчик попугаев.
Только к вечеру 7 декабря ситуацию попытался объяснить Центральный рекрутационный центр (ЦРК) Министерства обороны Польши — но он скорее ещё больше повысил градус тревожности в обществе.
Военные с присущей им беспристрастностью сообщили в Twitter, что вызвать на учения могут любого поляка моложе 55 лет, который когда-то прошёл военно-медицинскую комиссию и был признан годным к воинской службе. Согласно принятому в апреле 2022-го закону «Об обороне Отчизны», всех этих людей автоматически объявили находящимися в «пассивном резерве».
Более того, 33-дневные учения резервистов — далеко не предел. Как сообщили в центре, они могут быть однодневными, краткосрочными (30 дней), ротационными (30 дней, но на протяжении года с перерывами) и долгосрочными (90 дней).
При этом в отношении лиц, не явившихся по вызову в рекрутационный центр для прохождения воинской квалификации без уважительной причины, может быть применён принудительный привод с наложением штрафа или ограничением свободы. А вызов на учения можно обжаловать на протяжении 14 дней в порядке административного производства — то есть через систему Минобороны, приложив документы о состоянии здоровья, семейном положении, занятости и т. п.
Новая тактика российских войск, Польше нужна Западная Украина. О чём говорили эксперты 2 декабря
Кстати, о деньгах. В законе указано, что каждый резервист получит компенсацию за потерю заработка во время учений на уровне, соответствующем его воинскому званию в запасе. То есть неслужившие в армии — на уровне рядового — 117,13 злотых в день вместе с налогами (меньше 40 долларов на руки).
Но под записью ЦРК сразу же появился комментарий о том, что резервисты, прошедшие учения в июне, никаких компенсаций до сих пор не получили.
Лишь в обед 8 декабря к журналистам вышел начальник ЦРК Минобороны Польши полковник Мирослав Брысь и, наконец, выдал успокаивающую информацию. По его словам, планы вызвать на учения 200 тысяч резервистов — рамочные, и в действительности их будет значительно меньше, так же было и в 2022-м.
При этом вызывать будут в основном водителей, программистов, врачей и медицинских работников среднего уровня.
Что же касается людей без опыта воинской службы вообще, то таких планируют вызвать всего 3 тысячи человек, то есть в десять с лишним раз меньше, чем указано в распоряжении правительства. Но главное — для таких людей будут проведены двухдневные учения в выходные дни.
Полковник Брысь также заявил, что распоряжения рекрутационного центра в Серадзе будут «скорректированы» (но не отменены).
Поскольку брифинг полковника был весьма кратким, журналисты бросились с вопросами к пресс-секретарю ЦРК подполковнику Юстыне Балик. Та лишь ответила, что следует ориентироваться на информацию, озвученную её начальником.
Действия же центра в Серадзе объяснила «различными концепциями, возникшими в ходе работы над распоряжением о проведении учений в 2023 году». При этом Балик специально подчеркнула, что вызов неслуживших резервистов на учения абсолютно законен.
По мнению военного эксперта Ярослава Вольского, несмотря на успокаивающие заявления военных, закон «Об обороне Отчизны» даёт право призвать на 30-дневные учения любого, кто когда-то был признан годным к воинской службе, и «спасения от этого нет».
«Конечно, следует помнить, что у нас есть не только права, но и обязанности по отношению к Польше. Но, как обычно, когда делают правильные вещи, но с катастрофической коммуникацией, потом делают вид, что ничего не было», — отметил Вольский.
По мнению же бывшего командира подразделения польского спецназа «Гром» Романа Полько, в XXI веке в армии не нужны люди типа бравого солдата Швейка.
Польша "поставила под угрозу" помощь УкраинеПольша отказалась поддержать финансирование Украины Евросоюзом в 2023 году на уровне 18 миллиардов евро из-за вопроса минимальных ставок корпоративного налога. Об этом 14 декабря сообщило издание Politico со ссылкой на дипломатов ЕС
«Современной армии нужны логисты или айтишники. Но я очень надеюсь, что рекрутационные центры не ограничатся сменой названия с военкоматов, и улучшат свои коммуникативные навыки. Такие внезапные вызовы, по которым [нужно] обязательно явиться, могут отпугнуть от армии специалистов, которые ей нужны», — заявил генерал Полько в комментарии Onet.pl.
Однако, судя по всему, речь не столько в коммуникационных провалах, сколько в проверке реакции польского общества на ускорение темпов скрытой мобилизации, которая началась в Польше ещё весной текущего года.
С начала 2022-го численность польской армии выросла на 16,5 тысячи человек, в следующем запланировано увеличить её ещё на 17,1 тысячи солдат и офицеров. В Польше формируется две новые механизированные дивизии с командованием в Седльце и Ольштыне — то есть на границах с Белоруссией и Калининградской областью РФ.
Серадз явно был выбран Министерством обороны в рамках апробации одной из концепций, о которых упомянули в ЦРК Минобороны Польши, — но речь не об учениях резервистов, а о мобилизации вообще.
Кстати, «смена концепции» (или пауза с её реализацией) не успокоили поляков, которые восприняли действия военных как подготовку к возвращению всеобщей воинской обязанности.
14 декабря эту проблему вынужден был комментировать вице-премьер, министр обороны Мариуш Блащак. Он заявил, что в первую очередь на учения будут вызваны лица с опытом воинской службы — профессиональной или ещё по призыву, которая в Польше была отменена в 2009-м.
«Но мы также открыты для добровольцев, для всех тех, для кого безопасность нашей Родины является важной ценностью», — сказал министр.
Он специально отметил, что даты учений в выходные дни будут адаптированы к ситуации резервистов, чтобы не отстранять их от профессиональной деятельности.
Примечательно, что всё это Мариуш Блащак сказал в программе «Радио Белосток», посвящённой срочному созданию нескольких новых воинских частей в Подляском воеводстве, на границе с Белоруссией. Причём речь именно о создании, а не передислокации.
Не исключено, что именно туда под видом учений направят резервистов для выполнения ремонтно-строительных работ, от которых профессиональные военные могут отказаться.
Рекомендуем