В целом в Крыму, особенно в учреждениях региональной подчиненности, работа с беженцами поставлена неплохо. Практически не приходится часами ожидать приема и сотрудники весьма доброжелательны. Хотя бюрократические рогатки и с их помощью часто оказываются труднопреодолимы.
Но, как водится, об одном исключении не сказать нельзя. Это подразделения Федеральной миграционной службы (то есть центрального ведомства) не только в Крыму, но и в других регионах. Там отношение со стороны сотрудников действительно «разное», а общим можно считать хаос и бюрократию.
Порой возникает ощущение, что сверхзадача этого ведомства — провести новых граждан РФ через своеобразную инициацию, «проверку чувств» к России, которую, увы, выдерживают не все.
Приведу конкретный пример: получив заветный паспорт, херсонцы должны поставить в нем херсонскую же регистрацию. Что, согласно установленному порядку, можно сделать в отделении ФМС по месту фактического пребывания.
А вот ситуация, с которой столкнулись многие. Люди, плохо знающие административное деление Симферополя, идут в ближайшее районное отделение ФМС (или то, на которое им указали в другой инстанции), через круги ада пробиваются в заветный кабинет, а там их спрашивают: «Где вы здесь остановились?».
А далее, как сантехник Афоня: «О, так это не наш район», — проходите процедуру по новой.
При этом у 99% беженцев никакого документального подтверждения нынешнего места фактического пребывания нет. Более того, оно нигде не фиксируется даже со слов заявителя.
Непонятно, что мешает оформить документы людям, которые уже зашли к вам, просто не спрашивая их об этом? Автору этих строк так повезло — райотдел не назову, а то вдруг сотруднице влетит за недостаточную «бдительность».
И о самой регистрации. Некоторым улыбнулась удача: регистрация уже стояла в паспортах, доставленных (по заявлению) на место фактического пребывания из Геническа.
Но сейчас, в основном, эта страничка в выдаваемых паспортах чиста. Поэтому нужно предоставить нотариально заверенный перевод украинского паспорта — это 1500–2000 рублей.
Заметим, что ни при подаче документов на российское гражданство в Херсоне, ни при оформлении всех видов социальной помощи, включая жилищные сертификаты, СНИЛС, даже в произвольной форме перевод требовали только для украинских паспортов нового образца — без дублирования основных данных на русском языке (у большинства «старые» паспорта).
Руководство ФМС тут оказалось самым бдительным, хотя отсутствие регистрации в выдаваемых паспортах — их явная недоработка.
А теперь о сроках получения паспортов. Известно, что проблема поднималась на очень высоком уровне, причем возникшие сложности были объяснены нехваткой бланков. Но в паспорте автора этих строк, полученном на руки 28 ноября, датой выдачи стоит 22 октября.
То есть готовый паспорт больше месяца гулял в поисках владельца (заявления о выдаче паспортов в Симферополе мы с супругой подали 26 октября).
Охота же за паспортом жены оказалась еще увлекательнее. Примерно 25 ноября мы дозвонились до Геническа и узнали, что наши паспорта наконец попали туда — и мой отправился по месту пребывания, а документ жены остается у них, поскольку заявления на его выдачу в Симферополе у них нет.
Мы отправились в управление ФМС по Республике Крым, где нам сообщили, что «запрос только отправлен» (подозреваю, что в реальности — после нашего обращения). Мы уже собрались ехать за ним в Геническ, но через неделю удалось выяснить, что документ уехал в Симферополь.
Что делать? Снова посещение республиканского ФМС, где нам объяснили, что «скорее всего, он у нас, в какой-то из коробок, но я его искать не собираюсь. Ждите!»
Конечно, наша история далеко не уникальна, и тем более не самая тяжелая. К примеру, люди, с которыми мы стояли в очереди, приехали за паспортами в Симферополь из Анапы и узнали, что документы в Краснодаре.
Но там же нам рассказали, что многие вопросы помогает решить личное обращение к главе Крыма Сергею Аксенову через его страницы в соцсетях. Поскольку определенные личные обстоятельства требовали скорейшего решения вопроса с паспортом супруги, мы решили воспользоваться этой опцией.
...Судя по уточняющему вопросу в чате, обращение было прочитано буквально через несколько минут после отправления. Через пару часов позвонила помощница Сергея Витальевича, а еще через час она же сообщила, что на следующий рабочий день супруга сможет получить паспорт в районном отделении ФМС.
Та же женщина позже сделала контрольный звонок — всё ли в порядке?
Конечно, огромное спасибо Сергею Аксенову за помощь, за то, что ему удалось создать действительно эффективный канал обратной связи и помощи гражданам (не только беженцам) в решении их насущных вопросов. Так бы всем руководителям!
А к чиновникам рангом пониже вопрос, относящийся к категории риторических: а без волшебного пинка никак нельзя? Да, наверняка, запарка, тяжело. Но поверьте, людям, вынужденным «налегке» покинуть свои дома, оказавшимся часто в совершенно незнакомом городе, намного тяжелее.
И, конечно же, бюрократическая перестраховка. Издание Украина.ру уже сообщало, что многие херсонцы пока не получили разовую помощь в 10 тысяч рублей, положенную всем беженцам в РФ. Мы с женой уже успели подать документы на жилищный сертификат и разовую помощь беженцам из Херсонской области в 100 тысяч рублей и даже получить их, а с 10 тысячами — воз и нынче там.
В Минсоцзащиты Крыма лишь сообщили: «Ваши документы на проверке в ФСБ».
Правда, и 100 тысяч получил только я, с супругой и детьми возникла очередная бюрократическая загогулина. Нас пригласили в Минсоцзащиты написать «объяснительную», что ребенок 5 лет в Херсоне действительно жил со своими мамой и папой.
Почему эту бумагу, если она необходима, нельзя было востребовать сразу при подаче документов в МФЦ?
Похоже, очередное «жалует царь…»: в высоких инстанциях принимают нормативные акты, действительно максимально упрощающие подачу заявлений о различных видах помощи, а уровнем ниже начинают проявлять «бдительность», исходя из вечного чиновничьего «как бы чего не вышло».
Особенно же сложная ситуация, по многочисленным свидетельствам, сложилась в Краснодарском крае, куда изначально направлялись все организованно эвакуированные из Херсона. Многие отмечают значительное ухудшение отношения к ним, при выдаче же сертификатов отказ поступает буквально по любому найденному поводу.
Самый типовой — отсутствие в заявке одного из супругов. Но сколько людей, расставшись, просто не успели оформить распад семьи, особенно сейчас, когда через многие семьи прошел политический раскол? Складывается ощущение, что руководство края сочло наплыв беженцев слишком обременительным и решило «стимулировать» приехавших искать счастья в других регионах.
Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев в одном из выступлений сделал акцент на том, что сертификаты — это для тех, кто намерен остаться в крае на постоянное место жительства. То есть снова «презумпция виновности» для беженцев?
И если так, как она согласуется с линией руководства России?