В Донбассе "все для фронта, все для победы" – это не просто красивый лозунг, но вполне конкретные действия. Буквально каждый дончанин сегодня вносит посильный вклад в общее дело. Работники культуры – не исключение.
О том, как воюют и погибают музыканты, о гуманитарной, культурной и моральной поддержке бойцов, о жизни и работе музыкальных коллективов в зоне боевых действий изданию Украина.ру рассказал генеральный директор и художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий.
– Александр Александрович, чем сегодня живет филармония?
- Да, вот сегодня Анна Александровна, как помощник художественного руководителя, встречалась с вдовой нашего дизайнера, Романа Сорокина, погибшего в Мариуполе. Из всех наших мобилизованных ребят, он погиб первым, но долгое время с этим не было ясности, а потому мы все сохраняли надежду.
К тому же его гибель окружали какие-то мистические обстоятельства. Во-первых, буквально за час до смерти Роман позвонил и сказал, что находится в Мариуполе, где нет связи, а потому звонить он больше не будет.
Другие наши ребята удивились, когда узнали об этом, поскольку связи в тот момент там не было никакой. Разве что на крыше девятиэтажного дома, но и это маловероятно.
Во-вторых, через несколько дней после того, как он пропал, знакомый таксист сообщил, что видел Романа в Донецке и даже подвозил того в больницу Вишневского. И даже в больнице нашлись люди, которые опознали его по фотографии.
Надежда оставалась, но уже в августе мы получили соответствующее письмо из воинской части, а сейчас вот супруге выдали свидетельство о смерти, где указано место захоронения. Она хочет перезахоронить Романа, а мы пытаемся в этом помочь.
– Вы сказали, что Роман погиб первым. А сколько всего погибших? Сколько воюющих?
– Несколько человек ушли добровольцами сразу после объявления мобилизации главой ДНР, а всего от нас ушло воевать больше шестидесяти человек. Двое не попали на передовую по состоянию здоровья. А погибло за это время пять человек: четыре артиста и дизайнер.
Роман делал афиши, занимался графикой. Хотя и к музыке тяготел – выступал фронтменом довольно известной в Донецке музыкальной группы "Greys". У них много поклонников, которые до сих пор не могут поверить, что лидера коллектива больше нет.
– А другие погибшие ребята?
– Один из первых – Николай Звягинцев. Очень талантливый. Одновременно играл у нас и в концертном оркестре духовых инструментов, и в "Септет-джазе".
Его гибель…он погиб под Мариуполем, со стороны порта. В начале апреля там шли ожесточенные бои. У Николая остались жена и двухлетняя дочка.
Еще двое – хорошие друзья. Работали у нас в двух коллективах. Сергей Спивак – флейтист. Был концертмейстером группы флейт в симфоническом оркестре, участником квинтета солистов "Аванти".
Его друг – виолончелист Станислав Слуцкий. Тоже работал и в симфоническом оркестре, и в этом квинтете.
Очень одаренные ребята. Ездили по фестивалям. В прошлом году активно участвовали в Крымском музыкальном фестивале. Несколько концертов дали.
А когда из-за пандемии мы не вели активную деятельность, оба принимали участвовали в онлайн-трансляциях, которые проводились в рамках проекта "Донецкая филармония онлайн".
Огромная потеря. Если говорить о Сергее, то это лучший флейтист в нашем оркестре. В нашем оркестре четыре флейты, а в некоторых российских оркестрах нет и одной.
Станислав – не только замечательный виолончелист, но и прекрасный отец двух замечательных детей. Простите, очень больно говорить об этом.
Ренат Ибатуллин – одна из недавних наших потерь. Он был участником популярной в Донецке шоу-группы "Два с половиной кума". Баянист, аккордеонист. В филармонии работал по совместительству. Основная его работа – Донецкий колледж культуры и искусств.
Ренат был молодым педагогом. Улыбчивый, жизнерадостный и всегда на связи. Служил огнеметчиком под Спартаком. Потом их передислоцировали под Доброполье, где он и погиб. Там случился порыв и его с товарищем отправили на восстановление сети. Попали под обстрел. В конце августа мы его похоронили.
Что же касается деятельности филармонии, то простыми эти годы не назовешь. Не зря ведь говорят, что культура всегда финансируется по остаточному принципу. Именно к этому мы и привыкли во времена Украины.
– Потом все изменилось?
– В сентябре 2015-го указом первого главы ДНР Александра Захарченко филармонии был присвоен статус академической. Нельзя сказать, что зарплаты сильно увеличились, но приблизились к зарплатам донецких театров, и благодаря этому получилось сформировать мощный творческий костяк.
С тех пор мы создали несколько новых коллективов, среди которых и концертный оркестр духовых инструментов, и молодежный оркестр народных инструментов. В последнем играют либо молодые выпускники наших музыкальных ВУЗов, либо даже студенты. Конечно, все они работают у нас на полставки, но для многих — это хороший старт.
Вообще коллектив создавали по инициативе Министерства культуры ДНР, чтобы поддержать музыкантов, играющих на народных инструментах: баянистов, домристов, балалаечников. В последние годы они с трудом находили работу. По сути дела, основной их деятельностью после окончания ВУЗа, оставалось преподавание в музыкальных школах и школах искусств.
А тут ведь концертная деятельность! Благодаря Росконцерту и Министерству культуры Российской Федерации мы с этим коллективом в октябре объехали пять российских городов: Ростов, Новочеркасск, Майкоп, Новороссийск и Тула.
Для ребят, конечно, это стало открытием. Хорошая организация, прекрасные гостиницы, питание, отличные залы и звук, доброжелательная публика. Для артиста это в принципе бальзам на душу, а для молодого – тем более. Молодым особенно важно ощущать востребованность, вкус зрительской симпатии.
Потому этот период – с 2015-го по 2020-й – считаю ренессансом для нашего коллектива. Это создание новых коллективов, освоение новых форматов и нового репертуара.
– О каких форматах мы говорим?
– Когда наш симфонический оркестр стал исполнять популярную музыку в форматах "рок-хиты" и "легенды русского рока", это привлекло новую аудиторию. Да так, что мы не успевали ни печатать билеты, ни вешать афиши.
Конечно, стоимость наших билетов никогда не превышала пятисот рублей, но даже с учетом этого продавались они слишком быстро. Прежде всего, мы привлекли молодежь. Новые люди узнали дорогу в филармонию, познакомились с нашими коллективами, заинтересовались и стали посещать уже академические программы. Средняя посещаемость перевалила за три четверти, а это очень хороший показатель даже в сравнении с российскими регионами.
А в сложное время пандемии мы провели, а после опубликовали пятьдесят онлайн-трансляций, которые в общей сложности посмотрело больше миллиона человек.
– Вы рассказываете какие-то фантастические вещи! Мировое общественное мнение считает ДНР каким-то бандитским краем, а здесь творится ренессанс высокой культуры. С чем это связано?
– Боевые действия и бытовые трудности обостряют в человеке потребность в прекрасном. Прозвучит пафосно, но мировоззрение меняется, переворачивается. Та самая пирамида Маслоу в каком-то смысле переворачивается вверх дном.
В июне, когда обстановка вокруг филармонии заметно накалилась и Министерство культуры предложило раньше времени отправить людей в отпуска, наш рабочий чат негодующе загудел. Какие, мол, отпуска, если у нас так много дел?
И сейчас, когда по Донецку даже ездить опасно, процент эвакуировавшихся у нас очень низкий. В 2014-м году, когда обстановка хотя бы в центре была куда более спокойной, количество уволившихся и разъехавшихся стало ощутимым – около 20%. Сейчас коллектив разросся до трехсот с лишним человек, а эвакуировалось от силы пятнадцать.
– Работники культуры помогают фронту?
–В первую очередь всех женщин мы сориентировали на помощь своим мужьям. Искали, где приобрести снаряжение и бронежилеты, передавали нужные вещи. Когда людей из Мариуполя эвакуировали в Донецк, и они находились в пунктах временного проживания, наши артисты собирали одежду, продукты, медикаменты.
– А по культурной части?
– К этому и веду! С марта проводим волонтерскую акцию. Наши артисты ездят по воинским частям, расположениям. За это время дали больше сорока концертов в разных населенных пунктах.
Очень живо наши военные воспринимают подобные выступления. И июле или в начале августа Ренат Ибатуллин, о гибели которого я рассказывал, приехал в увольнение и узнал, что мы собираемся выступать в Торезе. "С вами хочу!", - сказал.
Я возмущался из-за того, что всего день получил человек, но вместо отдыха с родными хочет к бойцам поехать. Но Ренат стоял на своем. Поехал и выступил. Фотографии сохранились…
– В ДНР наблюдаем ренессанс русской культуры, а в мире – ее отмену. Чем же нам это грозит?
– Сложно сказать, чем это обернется конкретно для нас. Если они станут реже исполнять концерты Чайковского, то нам от этого ни холодно, ни жарко.
Что-то происходит сейчас на Западе по отношению к русскому человеку и всему русскому, а не только к нашей культуре. И это должно бы научить нас самоуважению. Потому, что общество, к сожалению, пока на ошибках не учится. Все наши модные тенденции – с Запада. Их музыка, их кино, искусство, мода.
Надо понимать, что реклама – да, двигатель торговли. Именно через нее нам навязывают западные ценности, включая и культуру. Так давайте начнем с себя! Давайте полюбим Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Шостаковича! Полюбим сами, а после будем говорить, что на Западе их больше не слушают.
Проблему отмены считаю раздутой. Какой-то директор Мюнхенской филармонии внезапно решил вот так. Не будет директора, а музыка Рахманинова, Чайковского останется навсегда. Также, как музыка Баха у нас. Мы же не станем отказываться от нее в отместку?
– Зачем же отказываться, если Донецкая филармония даже хиты "Led Zeppelin" умудрилась лучше сделать? Не говоря уж про наш родной "Сектор Газа". Ваши оркестровые каверы вдохнули новую жизнь в старые хиты.
– "Сектор Газа", кстати, стал культурным мостом между Донбассом и Воронежем – малой родиной этой группы. Мы исполнили песню "Пора домой", а Воронежский симфонический оркестр сыграл "Туман". А инициатором этого выступил губернатор Воронежской области.
– Играете для бойцов, а в свободное время формируете тренды?
– В некоторым смысле. Кстати! Мы ведь не только в воинских частях работаем, но и в учреждениях здравоохранения. И для пострадавших, и для медицинских работников, которые сегодня тоже на передовой.
Я знаком с нашим легендарным врачом Эмилем Фисталем. В мае мы провели большой концерт камерного оркестра на территории института имени Гусака, в клинике, которую он возглавляет. Концерт вел сам Эмиль Яковлевич, как автор проекта "Музыка для здоровья", а среди слушателей оказалось много наших защитников.
А первого июля мы создали новый коллектив из музыкантов Мариупольской филармонии, решивших остаться в городе. Этот эстрадно-симфонический оркестр теперь является нашим подразделением. На прошлой неделе они вернулись из своих первых больших гастролей по России. Организаторами вновь выступили Росконцерт и Министерство культуры Российской Федерации. Ребята посетили семь городов, начиная с Волгограда, что очень символично для нас.
– Да, у Мариуполя и Сталинграда теперь много общего.
– Они посетили Мамаев курган и впечатлились мемориалом. Очень много трагических историй у музыкантов этого коллектива. Они ведь и сегодня живут у родных и близких, скитаются. Трудно все это.