Александр Парецкий: Каждый погибший – невосполнимая утрата для нашего музыкального коллектива

Подписывайтесь на Ukraina.ru
В Донбассе "все для фронта, все для победы" – это не просто красивый лозунг, но вполне конкретные действия. Буквально каждый дончанин сегодня вносит посильный вклад в общее дело. Работники культуры – не исключение.
О том, как воюют и погибают музыканты, о гуманитарной, культурной и моральной поддержке бойцов, о жизни и работе музыкальных коллективов в зоне боевых действий изданию Украина.ру рассказал генеральный директор и художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий.
– Александр Александрович, чем сегодня живет филармония?
- Да, вот сегодня Анна Александровна, как помощник художественного руководителя, встречалась с вдовой нашего дизайнера, Романа Сорокина, погибшего в Мариуполе. Из всех наших мобилизованных ребят, он погиб первым, но долгое время с этим не было ясности, а потому мы все сохраняли надежду.
К тому же его гибель окружали какие-то мистические обстоятельства. Во-первых, буквально за час до смерти Роман позвонил и сказал, что находится в Мариуполе, где нет связи, а потому звонить он больше не будет.
Другие наши ребята удивились, когда узнали об этом, поскольку связи в тот момент там не было никакой. Разве что на крыше девятиэтажного дома, но и это маловероятно.
Во-вторых, через несколько дней после того, как он пропал, знакомый таксист сообщил, что видел Романа в Донецке и даже подвозил того в больницу Вишневского. И даже в больнице нашлись люди, которые опознали его по фотографии.
Александр Парецкий: Музыка победит и пандемию, и войнуПоэт и публицист Анна Ревякина в беседе с генеральным директором и художественным руководителем Донецкой государственной академической филармонии Александром Парецким
Надежда оставалась, но уже в августе мы получили соответствующее письмо из воинской части, а сейчас вот супруге выдали свидетельство о смерти, где указано место захоронения. Она хочет перезахоронить Романа, а мы пытаемся в этом помочь.
– Вы сказали, что Роман погиб первым. А сколько всего погибших? Сколько воюющих?
– Несколько человек ушли добровольцами сразу после объявления мобилизации главой ДНР, а всего от нас ушло воевать больше шестидесяти человек. Двое не попали на передовую по состоянию здоровья. А погибло за это время пять человек: четыре артиста и дизайнер.
Роман делал афиши, занимался графикой. Хотя и к музыке тяготел – выступал фронтменом довольно известной в Донецке музыкальной группы "Greys". У них много поклонников, которые до сих пор не могут поверить, что лидера коллектива больше нет.
А другие погибшие ребята?
– Один из первых – Николай Звягинцев. Очень талантливый. Одновременно играл у нас и в концертном оркестре духовых инструментов, и в "Септет-джазе".
Его гибель…он погиб под Мариуполем, со стороны порта. В начале апреля там шли ожесточенные бои. У Николая остались жена и двухлетняя дочка.
Еще двое – хорошие друзья. Работали у нас в двух коллективах. Сергей Спивак – флейтист. Был концертмейстером группы флейт в симфоническом оркестре, участником квинтета солистов "Аванти".
Его друг – виолончелист Станислав Слуцкий. Тоже работал и в симфоническом оркестре, и в этом квинтете.
Очень одаренные ребята. Ездили по фестивалям. В прошлом году активно участвовали в Крымском музыкальном фестивале. Несколько концертов дали.
А когда из-за пандемии мы не вели активную деятельность, оба принимали участвовали в онлайн-трансляциях, которые проводились в рамках проекта "Донецкая филармония онлайн".
Огромная потеря. Если говорить о Сергее, то это лучший флейтист в нашем оркестре. В нашем оркестре четыре флейты, а в некоторых российских оркестрах нет и одной.
Станислав – не только замечательный виолончелист, но и прекрасный отец двух замечательных детей. Простите, очень больно говорить об этом.
Ренат Ибатуллин – одна из недавних наших потерь. Он был участником популярной в Донецке шоу-группы "Два с половиной кума". Баянист, аккордеонист. В филармонии работал по совместительству. Основная его работа – Донецкий колледж культуры и искусств.
Ренат был молодым педагогом. Улыбчивый, жизнерадостный и всегда на связи. Служил огнеметчиком под Спартаком. Потом их передислоцировали под Доброполье, где он и погиб. Там случился порыв и его с товарищем отправили на восстановление сети. Попали под обстрел. В конце августа мы его похоронили.
Что же касается деятельности филармонии, то простыми эти годы не назовешь. Не зря ведь говорят, что культура всегда финансируется по остаточному принципу. Именно к этому мы и привыкли во времена Украины.
Потом все изменилось?
– В сентябре 2015-го указом первого главы ДНР Александра Захарченко филармонии был присвоен статус академической. Нельзя сказать, что зарплаты сильно увеличились, но приблизились к зарплатам донецких театров, и благодаря этому получилось сформировать мощный творческий костяк.
С тех пор мы создали несколько новых коллективов, среди которых и концертный оркестр духовых инструментов, и молодежный оркестр народных инструментов. В последнем играют либо молодые выпускники наших музыкальных ВУЗов, либо даже студенты. Конечно, все они работают у нас на полставки, но для многих — это хороший старт.
Парецкий о Кобзоне: Таких людей уже не осталосьГенеральный директор-художественный руководитель Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий считает, что Народный артист СССР, Герой ДНР Иосиф Кобзон навсегда останется гордостью для жителей всего Донбасса
Вообще коллектив создавали по инициативе Министерства культуры ДНР, чтобы поддержать музыкантов, играющих на народных инструментах: баянистов, домристов, балалаечников. В последние годы они с трудом находили работу. По сути дела, основной их деятельностью после окончания ВУЗа, оставалось преподавание в музыкальных школах и школах искусств.
А тут ведь концертная деятельность! Благодаря Росконцерту и Министерству культуры Российской Федерации мы с этим коллективом в октябре объехали пять российских городов: Ростов, Новочеркасск, Майкоп, Новороссийск и Тула.
Для ребят, конечно, это стало открытием. Хорошая организация, прекрасные гостиницы, питание, отличные залы и звук, доброжелательная публика. Для артиста это в принципе бальзам на душу, а для молодого – тем более. Молодым особенно важно ощущать востребованность, вкус зрительской симпатии.
Потому этот период – с 2015-го по 2020-й – считаю ренессансом для нашего коллектива. Это создание новых коллективов, освоение новых форматов и нового репертуара.
О каких форматах мы говорим?
– Когда наш симфонический оркестр стал исполнять популярную музыку в форматах "рок-хиты" и "легенды русского рока", это привлекло новую аудиторию. Да так, что мы не успевали ни печатать билеты, ни вешать афиши.
Конечно, стоимость наших билетов никогда не превышала пятисот рублей, но даже с учетом этого продавались они слишком быстро. Прежде всего, мы привлекли молодежь. Новые люди узнали дорогу в филармонию, познакомились с нашими коллективами, заинтересовались и стали посещать уже академические программы. Средняя посещаемость перевалила за три четверти, а это очень хороший показатель даже в сравнении с российскими регионами.
А в сложное время пандемии мы провели, а после опубликовали пятьдесят онлайн-трансляций, которые в общей сложности посмотрело больше миллиона человек.
Вы рассказываете какие-то фантастические вещи! Мировое общественное мнение считает ДНР каким-то бандитским краем, а здесь творится ренессанс высокой культуры. С чем это связано?
– Боевые действия и бытовые трудности обостряют в человеке потребность в прекрасном. Прозвучит пафосно, но мировоззрение меняется, переворачивается. Та самая пирамида Маслоу в каком-то смысле переворачивается вверх дном.
В июне, когда обстановка вокруг филармонии заметно накалилась и Министерство культуры предложило раньше времени отправить людей в отпуска, наш рабочий чат негодующе загудел. Какие, мол, отпуска, если у нас так много дел?
И сейчас, когда по Донецку даже ездить опасно, процент эвакуировавшихся у нас очень низкий. В 2014-м году, когда обстановка хотя бы в центре была куда более спокойной, количество уволившихся и разъехавшихся стало ощутимым – около 20%. Сейчас коллектив разросся до трехсот с лишним человек, а эвакуировалось от силы пятнадцать.
Работники культуры помогают фронту?
–В первую очередь всех женщин мы сориентировали на помощь своим мужьям. Искали, где приобрести снаряжение и бронежилеты, передавали нужные вещи. Когда людей из Мариуполя эвакуировали в Донецк, и они находились в пунктах временного проживания, наши артисты собирали одежду, продукты, медикаменты.
"Батюшкиными молитвами спаслись". Храм на краю войныДля жителей прифронтовой Александровки храм Святого Александра Невского – не просто церковь. Это и мэрия, и больница, и даже кабинет психоаналитика под одной крышей
А по культурной части?
– К этому и веду! С марта проводим волонтерскую акцию. Наши артисты ездят по воинским частям, расположениям. За это время дали больше сорока концертов в разных населенных пунктах.
Очень живо наши военные воспринимают подобные выступления. И июле или в начале августа Ренат Ибатуллин, о гибели которого я рассказывал, приехал в увольнение и узнал, что мы собираемся выступать в Торезе. "С вами хочу!", - сказал.
Я возмущался из-за того, что всего день получил человек, но вместо отдыха с родными хочет к бойцам поехать. Но Ренат стоял на своем. Поехал и выступил. Фотографии сохранились…
В ДНР наблюдаем ренессанс русской культуры, а в мире – ее отмену. Чем же нам это грозит?
– Сложно сказать, чем это обернется конкретно для нас. Если они станут реже исполнять концерты Чайковского, то нам от этого ни холодно, ни жарко.
Что-то происходит сейчас на Западе по отношению к русскому человеку и всему русскому, а не только к нашей культуре. И это должно бы научить нас самоуважению. Потому, что общество, к сожалению, пока на ошибках не учится. Все наши модные тенденции – с Запада. Их музыка, их кино, искусство, мода.
Надо понимать, что реклама – да, двигатель торговли. Именно через нее нам навязывают западные ценности, включая и культуру. Так давайте начнем с себя! Давайте полюбим Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Шостаковича! Полюбим сами, а после будем говорить, что на Западе их больше не слушают.
Проблему отмены считаю раздутой. Какой-то директор Мюнхенской филармонии внезапно решил вот так. Не будет директора, а музыка Рахманинова, Чайковского останется навсегда. Также, как музыка Баха у нас. Мы же не станем отказываться от нее в отместку?
Зачем же отказываться, если Донецкая филармония даже хиты "Led Zeppelin" умудрилась лучше сделать? Не говоря уж про наш родной "Сектор Газа". Ваши оркестровые каверы вдохнули новую жизнь в старые хиты.
– "Сектор Газа", кстати, стал культурным мостом между Донбассом и Воронежем – малой родиной этой группы. Мы исполнили песню "Пора домой", а Воронежский симфонический оркестр сыграл "Туман". А инициатором этого выступил губернатор Воронежской области.
Бывший полицейский из США признался в стыде перед жителями ДонбассаБывший американский полицейский Джон Дуган, получивший убежище в России выходит в прямой эфир и публикует репортажи из Донбасса на ютуб-канале. Материалы вызывают положительные отклики американских зрителей, рассказал Дуган в интервью изданию Украина.ру
Играете для бойцов, а в свободное время формируете тренды?
– В некоторым смысле. Кстати! Мы ведь не только в воинских частях работаем, но и в учреждениях здравоохранения. И для пострадавших, и для медицинских работников, которые сегодня тоже на передовой.
Я знаком с нашим легендарным врачом Эмилем Фисталем. В мае мы провели большой концерт камерного оркестра на территории института имени Гусака, в клинике, которую он возглавляет. Концерт вел сам Эмиль Яковлевич, как автор проекта "Музыка для здоровья", а среди слушателей оказалось много наших защитников.
А первого июля мы создали новый коллектив из музыкантов Мариупольской филармонии, решивших остаться в городе. Этот эстрадно-симфонический оркестр теперь является нашим подразделением. На прошлой неделе они вернулись из своих первых больших гастролей по России. Организаторами вновь выступили Росконцерт и Министерство культуры Российской Федерации. Ребята посетили семь городов, начиная с Волгограда, что очень символично для нас.
Да, у Мариуполя и Сталинграда теперь много общего.
– Они посетили Мамаев курган и впечатлились мемориалом. Очень много трагических историй у музыкантов этого коллектива. Они ведь и сегодня живут у родных и близких, скитаются. Трудно все это.
Рекомендуем