На неделе украинская антикоррупционная вертикаль в лице НАБУ и САП провела обыски в мэрии Одессы, а затем отправила в СИЗО бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского (хоть и с возможностью выйти под залог, чем уже воспользовался Кауфман).
Оба считаются теневыми кураторами региона, обвинения в их адрес не могут не сказаться на ситуации в городе.
Кого и в чем обвиняют «антикоррупционеры»
По данным местных СМИ, в ходе обыска помещений горсовета 5 декабря, представители НАБУ изымали документы в кабинетах замов мэра Труханова, касающиеся закупок 2021 года.
Правоохранители утверждают, что в Одессе с прошлого года действовала преступная организация, которая «взяла под контроль практически все вопросы экономической жизни города, среди которых взаимодействие с застройщиками, закупки за счет местного бюджета, деятельность коммунальных предприятий, другие аспекты взаимодействия с бизнесом».
Осуществлялось это путем системного подкупа должностных лиц мэрии.
Уголовное дело, расследуемое НАБУ и САП, ведется по двум статьям Уголовного кодекса Украины: часть 1 ст. 255 (Создание, руководство преступным сообществом или преступной организацией, а также участие в ней) и часть 3 ст. 369 (Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу).
Главными подозреваемыми являются известные одесские бизнесмены Борис Кауфман и Александр Грановский. Более известен первый — владелец табачной компании «Тедис Украина», считавшийся близким к Офису Зеленского. Состояние Кауфмана оценивается в 200-220 млн долларов.
В деле также фигурируют некий Константин Ефремов, а также члены команды Труханова: вице-мэры Олег Брындак и Михаил Кучук, директор финансового департамента горсовета Светлана Бедрега.
По версии следствия, городские чиновники систематически получали от бизнесменов взятки за решение нужных им вопросов. В частности, из материалов подозрения, оглашенных прокурорами САП в ходе избрания Кауфману и Грановскому, следует, что Брындак за последние полгода получил от них через Ефремова 250 тысяч гривен и 40 тысяч долларов, Кучук — 900 тысяч гривен, Бедрега — 300 тысяч гривен.
При этом все чиновники в системе находятся довольно давно.
Вице-мэр Брындак давно являлся одним из ближайших соратников Труханова и считается тем, кто умеет договориться с депутатами по поводу принятия нужных мэру решений. Кучук еще во времена мэрской каденции Эдуарда Гурвица занимался «обилечиванием» всех застройщиков и подрядчиков. Он курирует вопросы капитального строительства, департамента архитектуры и ГАСК.
Бедрега же занимает должность директора городского финансового департамента горсовета уже 20 лет и явно была не только в теме распила городского бюджета, но и в доле.
Кауфман и Грановский: влияние на Одессу
Борис Кауфман и Александр Грановский — давние бизнес-партнеры, владеющие многими объектами в Одессе: гостиницами «Бристоль», «Лондонская», «Президент-Отель», рядом медиа, а также являются бенефициарами местного аэропорта.
Аэропорт был выведен из коммунальной собственности с помощью преступной аферы. 2011 году Одесский горсовет проголосовал за создание совместно с офшорной компанией Кауфмана и Грановского ООО «Международный аэропорт Одесса». В созданном предприятии Кауфман с Грановским получили 75% уставного капитала, а город — 25%.
Условием сделки было то, что Кауфман и Грановский потратят на реконструкцию аэропорта $ 180 млн. Эту сумму в августе 2013 года аэропорту выдал государственный Укрэксимбанк. Но деньги растратили, а реконструкция не была проведена.
В апреле 2018 года антикоррупционные органы решили вернуть аэропорт в коммунальную собственность, но до сих пор безуспешно. Хотя суды по этому и другим делам в отношении бизнесменов продолжаются до сих пор.
В 2019 году Кауфман нашел общий язык с Зе-командой, став одним из «придворных олигархов» в городе. От нее он получил статус куратора Одессы, являющейся стратегическим регионом для Украины.
В то же время они нашли общий язык с Геннадием Трухановым, который разошелся со своими прежними покровителями — Александром Ангертом и Валерием Галантерником. По слухам, именно через Кауфмана осуществлялась коммуникация Труханова с Офисом президента.
Был обеспечен комфортный режим сосуществования: Киев не мешал одесским элитам доить местный бюджет, а те, в свою очередь, обеспечивали лояльность и управляемость, а также помощь в освоении бюджета, выделяемого на общеукраинские государственных программ.
Например, имеющее значительную коррупционную составляющую «Большое строительство», курируемое замглавы ОП Кириллом Тимошенко: фирмы Труханова активно участвовали в нем в качестве подрядчиков по ремонту и строительству дорог. При этом работы всячески затягивались и проводились не всегда качественно.
Кауфман и Грановский за 2019–2021 гг. действительно создали вертикаль из «прикормленных» чиновников мэрии, через которых решались любые нужные им вопросы.
В политическом аспекте это было оформлено как союз в городском и областном советах партии мэра Труханова «Доверяй делам», порошенковской «Евросолидарности», состоящей в основном из людей нардепа Алексея Гончаренко и пропрезидентской «Слуги народа». Причем последняя из-за низкого результата на местных выборах 2020 года фактически была на правах младшего партнера.
Российская СВО нарушила консенсус
Начало российской СВО на Украине нарушило весь этот идиллический консенсус. Серьезное влияние приобрели военные, что выразилось в отстранении с поста губернатора области Сергея Гриневецкого и назначении на эту должность экс-айдаровца Максима Марченко.
Кауфман, которого длительное время не беспокоили правоохранительные органы, стал объектом их атаки: в августе текущего года его задерживали в связи с возможной причастностью к контрабанде оружия на одесской таможне. Тогда бизнесмена не выпустили за границу.
Теперь же он был вынужден платить за свою свободу залог в 129 млн грн, вызволять своего партнера, отбиваясь от обвинений НАБУ и САП. Очевидно, что в отношениях с центральной властью у него все не так радужно, как было ранее.
Труханов после 24 февраля 2022 года снова пытался балансировать между пророссийскими настроениями, националистами и пожеланиями Банковой.
Периодически мэр выступал с гневными обличениями России, переименовывая улицы и убирая доски с изображением героев СССР. Но в то же время он до последнего пытался отложить вопрос, связанный с памятником Екатерине II и даже был против переименования улицы Пушкинской, равно как и «травли всего русского».
Однако попытка угодить всем вышла не слишком удачной. Бывший регионал мог сколько угодно строить из себя радикального «патриота», создавая вокруг себя прикормленных «активистов», заносить в Офис президента чемоданы денег, участвовать в распиле на тех или иных схемах. Своим ни для Зе-команды, ни для националистов он не стал, а симпатии одесситов в значительной мере растерял.
Тем более что против мэра с весны сложилась коалиция в лице Марченко и бизнесмена сирийского происхождения Аднана Кивана, лоббирующая на Банковой вопрос его отстранения. В свете уголовного дела, где фигурируют члены команды Труханова, его позиции явно серьезно ослабнут.
Тем более, в Офисе президента начали оказывать серьезное давление на мэров городов — выходцев не из партии «Слуг». К слову, если Труханов по тем или иным причинам покинет свою должность, то исполняющим обязанности мэра станет как раз «Слуга народа» Игорь Коваль.
Варианты развития ситуации
Исходя из вышеперечисленного, можно выдвинуть несколько версий происходящего:
1. Зеленский и Ко руками НАБУ и САП пытаются полностью зачистить одесские элиты, сформировав руководство города и области из 100% преданных себе людей и полностью прибрав к рукам все финансовые потоки. Тогда потенциальный приговор Кауфману и Грановскому станет отправной точкой для окончательного «списания» Труханова.
А уж новая фигура найдется, тем более что выборы будут полностью под контролем ОП.
2. НАБУ и САП в значительной степени являются инструментами Запада по контролю за украинскими элитами, получившими из его рук значительное финансирование и непосредственно держащие отчет перед «партнерами».
Поэтому очень вероятно, что именно западные структуры хотят «перетряхнуть» Одессу, а заодно через Кауфмана, Грановского и Труханова получить компромат на аффилированных с ними функционеров Банковой, чтобы затем ударить по «президентской рати».
Многое покажет ход уголовного дела: будет ли приговор подозреваемым обвинительным? Если да, это непременно запустит процессы передела власти и собственности в Одессе.
Но пока, несмотря на массу денежных вливаний и громкий пиар, украинские антикоррупционные структуры так и не смогли посадить ни одного значимого чиновника, в отношении которого вели следствие. Значит, не стоит исключать, что все фигуранты выйдут сухими из воды.