Как сообщило польское оппозиционное издание Niezależny Dziennik Polityczny, ещё в начале ноября региональные польские СМИ сообщили о планах по созданию в Ольштыне мест захоронений, похожих на американские военные кладбища. Эти новости возмутили и жителей самого города, и население Польши в целом.
«Это некрополь для поляков? У нас другая культура», — цитировало издание записи поляков в соцсетях.
Само кладбище в гмине Дывиты является главным некрополем Ольштина. Его площадь составляет более 35 га. Как сообщили региональные СМИ, в скором будущем часть этого некрополя станет похожа на военное кладбище США.
«Ни деревьев, ни скамеек, ни склонившихся над могилами ангелов. Надгробия будут почти одинаковыми, отличие будет только в цвете. Цветов производители предусмотрели только три: черный, серый и красно-коричневый», — сообщило издание.
При этом основной причиной создания кладбища по американскому образцу в Ольштыне «стало резко возросшее количество захоронений в регионе, причём в основном военнослужащих».
«Эта ситуация стала реальной проблемой для местного самоуправления Ольштына, на территории которого размещены 16-я Поморская механизированная дивизия. Почти ежедневные военные похороны в сочетании с почётными залпами начали раздражать жителей и спровоцировали многочисленные претензии к администрации города и командованию 16-й Дивизии. Чтобы избежать излишнего шума, власти приняли решение о создании отдельного, "американского" кладбища», — указывалось в публикации.
Niezależny Dziennik Polityczny утверждает, что среди отправившихся воевать на Украину были были профессиональные военнослужащие 16-й механизированной дивизии и проживающие в регионе ветераны данного подразделения.
«За 10 месяцев кровопролитных боев только по информации из общедоступных источников на Украине погибло более 1,2 тысячи польских граждан, в том числе военнослужащих и ветеранов 16-й дивизии. Число раненых и искалеченных также составляет несколько тысяч человек», — подчёркивалось в публикации.
Для погибших и предусмотрели особые захоронения. По информации издания, одинаковые могилы будут иметь памятники двух видов: большие — метр на метр — для офицеров, и маленькие — 60 см на 60 см — для солдат. Вокруг могилы нельзя будет соорудить ограждения. Также нельзя будет засыпать могилу каменной крошкой или посадить на ней цветы. Т. е. польские военные захоронения будут точь-в-точь копировать американские.
Как сообщил Niezależny Dziennik Polityczny, таких захоронений только в Ольштыне будет 1700.
Ранее и российские военкоры и военнослужащие сообщали о присутствии на фронте польских наёмников. Подчас последние вступали в конфликт с украинскими военнослужащими. Один из таких конфликтов, по сообщениям журналистов, произошёл 26 октября.
«Вчера поляки отказались идти вперёд, и из-за этого одна из атак на Лиманском направлении захлебнулась, и нацики понесли потери. Представители фашистов пришли разбираться по этому поводу и поляки их завалили. Но это было ещё не всё! Ближе к ночи нацисты решили отомстить и пошли на лагерь поляков. Итог: 23 убитых, по раненым непонятно. Люди посчитали только мешки с трупами», — рассказал на следующий день, 27 октября, военкор Андрей Руденко.
Одно из первых видео боёв с участием польских наёмников появилось в июне. Его опубликовала группа «Оркестр Вагнера».
«Зажатые в промышленной зоне города польские наёмники, предположительно, принимают последний из боев. С Польши идёт регулярная отправка бойцов для поддержания рядов вэсэушников. С собой тащат технику, амуницию и сухпаи. Весь прибывший молодняк, который ведётся на долларовые выплаты, по нашей информации, в первый месяц дислоцируется в селе Марьинка под Днепром, после тренингов перебрасывается в зону боевых действий», — указывалось в подписи к видео.
Позже, уже осенью, появились видео с убитыми поляками.
Подготовка атаки на Крым
Как сообщило издание The Economist, украинское военное командование планировало операцию по атаке на Крым до 2023 года. Об этом в комментарии изданию заявил бывший командующий десантно-штурмовыми войсками генерал-лейтенант Михаил Забродский.
Отметил, что Украина не объявляла о своих планах.
«Если бы мы сообщали о наших планах в соцсетях или по телевидению, мы бы ничего не добились», — заявил Забродский в комментарии The Economist.
При этом он утверждает, что операция по атаке на Крым уже готовилась.
«Генерал-лейтенант настаивает на том, что операция по возвращению Крыма не только возможна, она готовилась к 2023 году. Когда именно операция может начаться, другой вопрос: впереди много сражений, которые нужно выиграть», — отмечалось в публикации.
При этом когда речь шла о «подготовке» операции, применялся страдательный залог прошедшего длительного времени — was being prepared — и не указывалось, когда же именно начали готовить атаку на Крым — до начала СВО или уже после начала спецоперации.
Издание указало на досягаемость дорог, ведущих в Крым, для находящихся на вооружении ВСУ американских РСЗО HIMARS, а также на укрепление обороны полуострова.
Источник The Economist в военной разведке Украины заявил, что преимущества в этом вопросе будет иметь украинская «способность проводить высокомобильные ударные атаки и прерывать линии снабжения».
При этом ряд украинских военных подчеркнул, что атака на Крым «в лоб» самоубийственна и чревата большими жертвами, что подчёркивают военные кампании по овладению полуостровом в ХХ веке.
Однако Забродский уверен: Украина будет применять новые подходы.
«Генерал-лейтенант Забродский настаивает на том, что военные планировщики Украины разработали тактику, которая может сработать. По его словам, Украина не намерена вступать в бессмысленную лобовую атаку на Крым. Есть и другие "интересные" возможности общевойскового маневра с применением сухопутных войск, морских десантов и атак с воздуха. Доминированию России на море и в воздухе можно было помешать с помощью "асимметричных уловок". Атаки украинских беспилотников на Черноморский флот в конце октября... и разрушение части Керченского моста были примерами мышления Украины. "Мы удивим людей — и много раз — снова"», — цитировало издание Забродского.
Некоторые эксперты, например сотрудник Национального института стратегических исследований Украины Николай Белесков, указали, что президент Украины Владимир Зеленский сейчас связан своим обещанием «вернуть Крым».
Однако атака на полуостров, подчеркнули в The Economist, может оттолкнуть от Украины западных союзников.