Еще бы! В январе текущего года в Казахстане случился полномасштабный бунт, который мог закончиться «цветной революцией» и отстранением его от власти. Если не хуже. В столкновениях погибли 230 человек. Тогда Токаев обратился за помощью к России и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и войска организации за считанные дни навели порядок в этой стране. Обрадованный Токаев, изменив конституцию на референдуме, запустил процесс политических реформ, во время которых решил удлинить пребывание в президентском кресле с 5 до 7 лет и всего один срок, назначил досрочные президентские выборы и на них победил, набрав 81,31% голосов при явке избирателей в 69,44%.
Как и стоило ожидать, Токаев, конечно же, пообещал, что что все ветви власти ждет кардинальное обновление и приветствовал удлинение президентского срока тем, что оно-де «откроет дорогу к власти новому поколению политиков». И, разумеется, сам стал первым таким новым.
Закрепляя свой успех в начале новых семи лет на посту президента, новый старый президент поклялся служить народу, следовать Конституции и законам Казахстана, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять обязанности главы государства и пообещал продолжить «осуществление сбалансированной, конструктивной внешней политики». Разумеется, обозначив приоритетами сотрудничество с Россией, Китаем и странами Центральной Азии, а также с США, Европейским союзом и всеми заинтересованными государствами. Чтобы, значит, многовекторно всё было, и стопудово никто не обижался.
При этом вполне пафосно заявил: «У казахов есть благородное понятие "аманат" — завет. Доверие народа — это вверенный мне аманат. И исполнить его — мой священный долг».
Однако новый президент Казахстана не может не понимать, что опасность его власти может исходить не только от внутренних, но и от внешних врагов, которые на Западе стоят за врагами внутренними и уже попробовали казахской крови. И любое отклонение от избранного пути, которое может не понравиться в вашингтонском или брюссельском «обкомах», может закончиться попытками новой дестабилизации ситуации. Потенциальная «горючая сила» уже готовится в той же Украине, где Россия проводит свою спецвоенную операцию (СВО) по обеспечению своей безопасности на Украине, а Запад стремится к масштабизации и интернационализации конфликта. Чтобы можно было втянуть в него как можно больше участников, повязать их кровью и перенести хаотизацию обстановки в новые регионы планеты. Вокруг России и Китая в первую очередь. Чтобы не дать им единым фронтом выступить против однополярного мира с гегемонией США, который сейчас рушится на глазах.
Потенциальные противники Токаева, повторяю, уже сейчас готовятся на Украине. Там несколько дней назад было принято решение о создании в составе ВСУ, воюющих с Россией, добровольческого батальона «Туран», в который, по словам его командира, — некоего Алмаза Кудабека уулу, с 24 февраля 2022 года воюющего за Украину, — вошли казахи, киргизы, буряты, алтайцы, дагестанцы и другие, кто исповедует ислам и готов воевать за идеи пантюркизма, который борется с «русским миром».
О новом добробате уже сказано и в «Википедии», что у него «на вооружении автоматы АК-74 с глушителем, винтовки FN SCAR-L и, предположительно, пулемет M240». И руководит им действительно указанный Алмаз, никому не известный ранее киргизский гастарбайтер, который, кстати, работал до начала СВО в Москве, а затем уже целенаправленно отправился в «нэньку». Чтобы «пободаться с путинским Мордором» и высоко вознести знамя ислама и пантюркизма.
Алмаз
И в отличии от пророссийской «ЧВК Туран», в которую якобы во время сирийской войны входили выходцы из стран Центральной Азии, и которая была полностью выдумана пророссийским военкором Олегом Блохиным, добробат «Туран» очень даже может получить и поддержку, и развитие, и даже кровавую перспективу. В первую очередь в разных регионах той же Центральной Азии, чтобы поджечь нестабильностью границы России и стать препятствием для неподконтрольного Западу и США сотрудничества с Китаем. И России, и всего региона.
Кроме геополитических задач поджога региона в пику Москве и Пекину, добробат «Туран» может выполнять и несколько других чисто прикладных задач. Во-первых, это, ясное дело, указанные масштабизация и интернационализация СВО, перенос военных действий в другие постсоветские страны, подготовка и военная обкатка потенциальных боевиков-участников антивластных протестов в Астане, Баку, Бишкеке, Ташкенте, возможно, Ашхабаде, в тюркоязычных регионах России, китайском Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) и т. д.
И легко отмахиваться и демонстративно умалять, не замечать проблему уже не получится. Именно так, с подготовки боевиков в тренировочных лагерях самой Украины (при попустительстве ее властей), Польши, стран Прибалтики начался кровавый госпереворот в Киеве в 2014 году. Там было кому сжигать правоохранителей в Киеве и других городах Украины, а потом начать гражданскую войну в Донбассе.
Есть такие люди сегодня в Украине и для Средней Азии. Если верить слухам о наличии среднеазиатских добровольцев, воюющих за Украину, а теперь вот получивших «крышу» в виде «Турана». Специально для Казахстана просто интересно узнать, вступили ли в «Туран» приснопамятный казахские нацисты Жасулан Дуйсембин, воюющий сейчас на Украине и заявлявший о формировании казахского национального отряда в составе ВСУ, и Куат Ахметов, лидер «языковых патрулей», которые кошмарили русских Казахстана за незнание казахского языка.
А ведь, как написал казахский общественный деятель и журналист Айнур Курманов, «существовали и существуют налаженные связи между украинскими и казахскими неонацистами, которые на протяжении 8 лет ездили друг к другу, проводили семинары и обучающие школы. Опыт "незалежной" как раз сейчас активно внедряется и в Казахстане, хотя бы на примере тех же "мовных патрулей", которые никуда не делись и активно действуют с целью выдавливания русского языка из общественного пространства».
Никто, собственно, и не скрывает, что стремление Киева и его закулисных хозяев и спонсоров формировать особые туземные части для борьбы с Россией «слизано» с немецких нацистов, которые также в своем походе «дранг нах Остен» создавали многочисленные коллаборационистские формирования из числа предателей, военнопленных и открытых врагов. И в Украине с началом АТО/ООС засветились «Грузинский легион», батальон «Крым», ичкерийский батальон имени шейха Мансура и различные исламисты, и даже курдские боевики. Теперь вот рекламируют «Туран».
Во-вторых, организаторы «Турана» и не скрывают, что они действуют в пику главе Чечни Рамзану Кадырову, который принимает активное и успешное участие в СВО со своим чеченскими добровольцами. Вот инициаторы исламистского добробата, пишет всё тот же Курманов, и хотят «развенчать стремление Грозного и Москвы использовать ислам в борьбе против киевского режима», показав всему миру, что мусульмане воюют на стороне не только России, но и Украины.
В-третьих, создание «Турана», воюющего на Украине за демократию по гитлеровским лекалам, рассматривается и как предпосылка для окончательной реабилитации на законодательном уровне всех легионеров и мусульманских частей СС и прочих гитлеровских же коллаборационистов и компрадоров как времен Второй мировой войны, так и более поздних военных действий. Например, Верховная Рада Украины уже приняла постановление о признании не только ОУН-УПА (запрещенных в России прогитлеровских украинских нациков) «борцами за украинскую независимость», но и «Республику Ичкерия» в Чечне в начале 90-х годов прошлого века, готова признать независимость Татарстана и т. д.
В том же Казахстане во всех регионах уже есть улицы, памятники и монументы, названы школы, библиотеки и даже торговый центр в честь Мустафы Шокая (Чокая), основателя Туркестанского легиона СС. А также сейчас работает государственная комиссия по окончательной реабилитации участников и других подразделений, воевавших на стороне гитлеровской Германии против Красной Армии и Советского Союза.
И если добровольцев-участников АТО/ООС на стороне самопровозглашенных ЛДНР в Казахстане по специально созданной статье УК за «участие в вооруженных конфликтах без признаков наемничество» карают (с 2014 года Астаной было осуждено более 30 человек, защищавших с оружием в руках народ Донбасса и арестованных при пересечении казахстанской границы), то тех, кто воюет с украинской стороны, «не замечают». И пользуются наводками СБУ при этом.
И только в Кыргызстане начали проводить расследование по статье «участие гражданина Кыргызской Республики в вооруженных конфликтах или военных операциях на территории иностранного государства». Чтобы, наверное, продемонстрировать нейтральный статус Киргизии, тогда как Азербайджан и остальные страны Средней Азии никак не реагируют на наемничество, несмотря на факты участия их граждан в боевых действиях в зоне СВО на стороне ВСУ.
США радостно приветствуют подобное поведение. И готовы помогать деньгами. Посол этой страны в Астане Дэниел Розенблюм заявил, что американские компании обсуждают с властями Казахстана альтернативные пути для экспорта нефти из республики с учетом санкций в отношении России. Чтобы, так уж получается, Казахстан имел независимые от России источники денег по таким же маршрутам в обход ее территории.
«Одна из основных вещей, за которой мы следим, — экспорт нефти и ресурсов из России в рамках санкций. Чтобы экспорт Казахстана дошел до нужного адресата, необходима координация действий между Европейским союзом, США и Казахстаном. Ключом к разрешению этой проблемы будут альтернативные пути перевозки нефтепродуктов из Казахстана. Вопрос стоит остро», — сказал мистер Розенблюм.
По его словам, американские энергетические компании не только активно обсуждают с Казахстаном вопрос, связанный с поиском альтернативных путей для экспорта казахстанской нефти, но и помогают достичь договоренностей о транспортировке казахстанской нефти через Азербайджан с начала 2023 года. То есть нефтяной «Туран» тоже налаживается…
Тут уместно напомнить, что нынешний год, как я написал выше, начался для Токаева с того, что он мог потерять не только должность президента, но и жизнь, в результате организованных в Казахстане волнений. И спасла его от этого Россия.
Впрочем, в мировой политике, как известно, оказанная услуга уже ничего не стоит. И нынешние переговоры Казахстана и США вокруг альтернативных поставок казахской нефти лишнее подтверждение этой аксиомы.