История белорусского нацизма – одна из наименее изученных страниц белорусской политики ХХ века. Между тем белорусы также не избежали увлечения идеями национал-социализма, широко распространившегося в Европе 1930-х гг.
Белорусские нацисты на протяжении всего своего существования оставались малочисленными маргиналами, не оказывавшими почти никакого влияния на политические реалии своего времени, однако успели выработать собственную идеологию.
Лидером и основателем Белорусской национал-социалистическая партии (БНСП) был Фабиан Акинчиц (1886-1943), который 25 ноября 1933 г. начал издавать в Вильне журнал "Новы Шлях". Ближайшими соратниками Акинчица стали А.Стапович (Владимир Загорский) и В.Козловский. Идеология белорусского нацизма во многом вырабатывалась в публикациях именно этого журнала.
Как и положено нацистам, члены БНСП одновременно были и социалистами, и националистами. При этом советская модель развития общества ими категорически отвергалась.
По мысли Акинчица, диктатура пролетариата для аграрной Белоруссии неприемлема. Неприемлемы и колхозы, но сельское хозяйство тем не менее должно быть "социалистическим", а именно кооперативным. При такой модели крестьянство якобы будет лишено любого вида эксплуатации – и буржуазной, и коммунистической.
Наиболее вредным для белорусов в представлении Акинчица и его соратников считался интернационализм, "убивающий" народы и различия между ними. Белорусские нацисты выдвигали следующий лозунг: "Против чужого и своего капитализма – свой социализм, против чужого национализма – свой национализм".
В 1934 г. "Организационная комиссия белорусского национал-социалистического актива" в составе Ф.Акинчиц, В.Козловский, А.Данусевич, В.Загорский и Я.Кратович утвердила основные цели белорусского нацизма.
Под номером 1 значилась "независимая, бесклассовая, рабочая Белорусская Республика в её этнографических границах". Высшей ценностью белорусские нацисты провозгласили "благо белорусской нации и благополучие каждого белоруса". Основой экономической жизни считался труд, земля провозглашалась собственностью нации и предоставлялась нацией тем людям, которые трудились индивидуально либо в кооперативах.
Не были забыты и отношения с прочими народами.
Главными виновниками экономического упадка белорусов объявлялись евреи (в терминологии Акинчица и компании – "жиды"). Врагами № 2 и 3 соответственно объявлялись русские и поляки: первые – за "русификацию", вторые – за "полонизацию".
Отношение белорусских нацистов к религии было крайне отрицательным. Белорусский нацист был обязан вести непримиримую борьбу с "польско-католическим и московско-православным клиром", поскольку католические священники Белоруссию "полонизировали", а православные – "русифицировали".
18 июля 1934 г. в номере 4 журнала "Новы Шлях" был опубликован своеобразный моральный кодекс белорусского нациста.
Согласно ему, он был обязан ставить благо своей нации и её трудящихся выше личного блага и выгоды, считать язык одной из наиважнейших примет нации, пользоваться исключительно белорусским языком, "выявлять негативную роль жидов и панов на белорусской земле", выступать против смешанных браков, "выбирать – по мере возможности – такую работу в жизни, чтобы быть как можно менее зависимым от чужого государственного аппарата и больше участвовать в общественной работе на благо своей нации".
Отдельно подчеркивалось, что "нам не по дороге ни с коммунистами, ни с социалистами-фермерами, ни с существующими буржуазными партиями".
Вообще говоря, белорусские нацисты были крайне критично настроены по отношению ко всем существующим в Западной Белоруссии политическим движениям. Они презирали и тех деятелей Белорусской Народной Рады времен Гражданской войны, которые вернулись в БССР, и тех, кто остался в Польше или Литве. Коммунистическую партию Западной Белоруссии прямо называли "жидовской".
К 1936 году белорусские нацисты дозрели до формулирования собственной программы, которая была опубликована на страницах "Новага Шляху".
Программа состояла из 13 пунктов: "І – Политические цели, ІІ – Национально-культурные цели, ІІІ – Отношения с другими народами, ІV – Социально-экономические цели, V – Земельные дела, VI – Трудовые дела, VII – Политическое и юридическое преследование, VIII – Общая экономическая и финансовая политика, ІХ – Образование, Х – Религия, ХІ – Самоуправление, ХІІ – Суд, ХІІІ – Путь к реализации программы".
В марте того же года был опубликован проект статута БНСП, согласно которому партией должен был руководить съезд, собиравшийся раз в три года, а исполнительным органом считался ЦК из 5 членов и 2 сотрудников. В мае-июне 1937 г. прошёл ряд региональных конференций БНСПП, где был избран ЦК партии в составе Ф.Акинчиц, В.Козловский, К.Юхневич, А.Пецюкевич и А.Сапко. Лиделом партии избрали Акинчица, секретарем – Козловского, казначеем – Юхневича.
Однако претворить грандиозные планы в жизнь не удалось по простейшей причине: польские власти, не желавшие мириться с существованием в приграничной зоне нацистов местного разлива, попросту "вычистили" БНСП из легального политического поля.
18 октября 1937 г. виленский воевода Л.Батянский запретил деятельность партии в радиусе 30 км от границы. Еще раньше такие запреты наложили полесский воевода (29 сентября), белостокский (30 сентября) и новогрудский (11 октября). В итоге 7 ноября 1937 г. ЦК БНСП постановил перенести штаб-квартиру партии из Вильны в Лиду по адресу улица Тихая, 4. Туда же переехала и редакция "Новага Шляху".
Белорусские историки, как правило, делают акцент на том, что после запрета польскими властями деятельность БНСП быстро сошла на нет.
На самом же деле партия, пусть и немногочисленная, продолжила существование, а её функционеры активно участвовали в коллаборационистском движении в 1941-44 гг., как продолжал использоваться и символ партии – бело-красно-белый флаг.
Главные "фюреры" белорусских нацистов Фабиан Акинчиц и Владислав Козловский бесславно пали от рук белорусских партизан. История белорусского нацизма в XX веке оказалась краткой и позорной.
В XXI веке белорусский нацизм возродился и получил боевое крещение на территории Украины. Единственное отличие от предшественников – поляки теперь их друзья, а не враги. Во всём остальном – полное тождество. И конец, разумеется, будет таким же бесславным.