Мир "Великого кольца"

Мир "Великого кольца": Дар Ветер и Дарт Вейдер

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Абсурдная идея сравнивать главного антигероя классической киносаги и одного из главных героев ефремовской утопии могла прийти в голову только человеку… который знает, что Джордж Лукас вдохновлялся советской фантастикой, в частности – фильмом Павла Клушанцева "Планета бурь" 1961 года (в американском прокате – "Путешествие на доисторическую планету", правда фильм был перемонтирован с добавлением снятых в США эпизодов). Ну и с произведениями Ивана Ефремова, многократно переиздававшимися в США, он тоже был знаком.
А если вспомнить признание Лукаса в интервью 2005 года, что Галактическая империя – это СССР (правы, ох правы были советские пропагандисты!), то логично себе представить, что Дар Ветер и Дарт Вейдер – одно и то же лицо, но снятое с разных точек зрения. Как писал Станислав Ежи Лец: "в аду дьявол – положительный персонаж". Не даром сам ефремовский герой выглядит как "ангел неба", но уподобляет себя "духам пучин" из стихотворения Эдгара По.
Мир "Великого кольца": фантастика и не фантастика
Фигуры Дара и Дарта очень схожие.
Оба входят в высшее руководство:
- Тёмный Лорд Дарт Вейдер – ближайший помощник императора Палпатина, один из двух ситхов;
- Дар Ветер – заведующий внешними станциями, второй по старшинству персонаж в романе "Туманность Андромеды" (выше его только председатель Совета звездоплавания Гром Орм).
Оба красавцы могучего телосложения:
- у Дарта из классической трилогии видна только мощная фигура в латах (его роль исполняет тяжелоатлет Дэвид Проуз), во втором и третьем эпизодах его играет субтильный юнец Хейден Кристенсен;
- Дар Ветер представляется копией самого Ефремова (в крайне неудачной экранизации 1967 года, также демонстрировавшейся в США, его играет Сергей Столяров, будто сошедший с полотен Дейнеки).
Оба носители "говорящих" имён:
- Darth = Dark + Death – Тьма + Смерть, Vader – почти Invader – захватчик;
- "Иван в переводе с древнееврейского – “Дар Бога”, а Ефрем – “плодородная земля”, причём библейский персонаж с таким именем гонялся за восточным ветром" (биография Ефремова Ольги Ерёминой и Николая Смирнова).
Оба безусловные лидеры:
- Дарт Вейдер, не смотря на свой высокий статус, лично участвует в боях;
- Дар Ветер принимает участие в восстановлении спутника №7, разрушенного его преемником.
Оба причастны к геноциду:
- с участием Дарта Вейдера уничтожается планета принцессы Леи Алдераан;
- предки Дара Ветра принимают участие в ядерной войне, уничтожившей западную цивилизацию.
Надо отметить, что Дарт Вейдер персонаж, скорее, положительный. Да, он представляет зло и зло почти всемогущее (как Воланд) и в каком-то смысле обаятельное. Вообще, Вейдер и Соло легко переигрывают положительных Люка и Лею. С таким врагом почётно сражаться и вдвое более почётно победить. Это даже помимо позднейшей слезогонной истории про "я твой отец, Люк" и "восстановления равновесия силы", ранее самим же Вейдером и порушенной… Тут тоже отсылка к Дару Ветру – такой сильный персонаж не может, в конце концов, не перейти на "светлую сторону силы", отрешившись от коммунистической ереси.
Кроме того, Лукас многое позаимствовал в советском кинематографе в плане спецэффектов и вторичных персонажей.
Например, в фильме Клушанцева "Марс", 1968 года, с космонавтами на планету высаживается и отважный пёс. "Чубакка" – вариант транскрипции русского слова "собака".
В "Планете бурь" у Клушанцева используется летающий автомобиль – вспомните приспособление, на котором Люк отправляется на поиски R2D2.
Роботы, напоминающие R2-D2 и C-3PO, присутствуют в экранизации "Туманности Андромеды", есть андроид и в "Планете бурь".
Стоит так же отметить, что Ефремов и Лукас были увлечены восточной экзотикой.
В произведениях Ефремова много внимания уделяется индийской мифологии и философии – это тема развивается в "Таис Афинской" и "Лезвии бритвы", а в ефремовской утопии то и дело встречаются индийские термины – тантра, шакти, тамас, рама…
Мир "Великого кольца": об ответственности учёных и самостийности интеллигенции
"Сила" Лукаса явно отсылает нас к восточным духовным практикам, а на сходство джедаев с самураями (включая обязательное владением мечом, абсолютно ненужное в век бластеров и "звёзд смерти") только ленивый не обращал внимания.
Разумеется, "Туманность Андромеды" и "Звёздные войны" – произведения совершенно разные.
Ефремов создавал набросок истории и социологии утопии.
Лукас никаких утопий не изобретал, его трилогия – философско-психологическая притча.
Рекомендуем