Для поляков всё выглядело так: их власти не сообщали о том, что на территории Польши взорвалась украинская ракета, пока не получили на это добро от Вашингтона. Заявления Зеленского лишь усугубили ситуацию.
Утром 16 ноября Польша получила свои «пятнадцать минут славы»: информация о взрыве ракеты на границе с Украиной попала на первые полосы большинства мировых газет. Правда, если британские печатные издания безапелляционно писали о «русском ракетном ударе по Польше», то портал ВВС привёл комментарий премьера Соединённого Королевства Риши Сунака, который обтекаемо заявил, что «этого бы не произошло, если бы не российское вторжение на Украину».
А материал американской телекомпании CNN содержал совместное обращение Риши Сунака и премьера Канады Джастина Трюдо к президенту Украины Зеленскому о необходимости проведения срочного расследования инцидента в Восточной Польше. Подобной была и редакционная политика немецкого правительственного агентства Deuche Welle, которое процитировало заявления президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца, предостерегающих от дальнейшей эскалации и подчеркивающих необходимость детального расследования «взрывов в Польше».
При этом значительная часть польских СМИ — как печатных, так и электронных, — опубликовала материалы под заголовками типа «Российские ракеты упали на Польшу». Кое-кто из них, конечно, ссылался на ночные заявления президента Польши Анджея Дуды и МИД страны о том, что на польской земле взорвалась «ракета российского производства», однако для большинства было само собой разумеющимся, что ракету запустила Россия, а Украина ни в чём не виновата.
Однако уже через несколько часов концепция, что называется, изменилась. В 11 часов президент Польши Анджей Дуда провёл в Бюро национальной безопасности встречу с премьер-министром страны Матеушем Моравецким и министрами, занимающимися сферой безопасности. В полдень состоялось заседание Совета национальной безопасности Польши, после которого президент и премьер вышли на совместную пресс-конференцию. И на ней Дуда фактически признал, что ракета, упавшая на польской территории, была выпущена силами ПВО Украины.
«Есть много признаков того, что украинские силы использовали эту ракету для защиты от нападения России. Вчера мы видели массированное нападение России на Украину, в том числе на районы у границы с Польшей», — заявил президент Польши. При этом Анджей Дуда повторил мантру, что «в ударе по территории Польши виновата Россия».
Президент Польши также подчеркнул, что нет никаких признаков того, что это было преднамеренное нападение на Польшу. «Скорее всего, на территорию Польши упала российская ракета 1970-х годов, у нас нет доказательств того, что она была запущена Россией», — сказал он. Кроме этого, Дуда попросил жителей Восточной Польши не паниковать, если они увидят самолеты в небе и военных на земле, поскольку власти «делают всё возможное для защиты поляков».
Выступивший после главы государства премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий поддержал антироссийские заявления Дуды, сделав акцент на том, что Польшу поддержали все союзники по НАТО. При этом, по словам польского премьера, «большинство собранных нами доказательств указывает на то, что на этот раз, возможно, нет необходимости приводить в действие Статью 4 Договора НАТО, но этот инструмент всё ещё в наших руках».
Собственно, этот момент и стал одним из поражений, которые понесла Польша. Дело в том, что сразу же после появления информации об инциденте провластные польские политологи начали обсуждать возможность обращения Варшавы к союзникам по НАТО в рамках 5-й статьи Североатлантического договора, предусматривающей коллективную оборону.
При этом высокопоставленные польские чиновники ещё вечером 15 ноября публично заявляли, что обсуждается использование статьи 4-й Договора о НАТО, предусматривающей консультации «если территориальная целостность, независимость или безопасность какой-либо из сторон окажутся под угрозой».
Так, глава Бюро национальной безопасности Польши Яцек Севера вечером 15 ноября сообщил, что это обсуждалось на заседании Комитета правительства по вопросам национальной безопасности и обороны. «Мы пересматриваем обоснование использования 4-й статьи НАТО, т. е. консультации со всеми членами Альянса относительно соответствующего ответа. Мы находимся в очень интенсивном контакте с ключевыми союзниками, ожидаем переговоров с американской стороной», — сказал Севера. Подобные заявления звучали и от заместителей главы МИД Польши.
Однако за два часа до заседания Совета безопасности Польши в Брюсселе прошла встреча Североатлантического совета, после которой генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил: «Наш предварительный анализ предполагает, что инцидент, скорее всего, был вызван украинской зенитной ракетой, выпущенной для защиты территории Украины от атаки российских крылатых ракет. Украина не несет за это никакой ответственности». Кроме того, по словам Столтенберга, в НАТО не видят никаких признаков подготовки нападения России на Альянс. Ну а на нет — статьи четвёртой нет, сколько бы премьер Польши не заявлял, что «этот инструмент всё ещё в наших руках».
Кроме этого, поражением польских властей в целом и армии в частности стал тот факт, что ПВО страны просто не зафиксировала пролёт ракеты со стороны Украины — хотя, по сообщениям СМИ, это сделали американские самолёты и спутники. Это болезненный удар в первую очередь по министру обороны Польши Мариушу Блащаку, который в этом году объявил о резком увеличении закупок вооружений, в том числе и средств ПВО. Буквально месяц назад Блащак вместе с Дудой ездил осматривать уже интегрированные в систему противовоздушной обороны Польши две батареи американских систем Patriot, и хвастался заказами на ещё шесть, — а тут такой прокол.
Кстати, сам министр обороны падение украинской ракеты не комментировал, как и Генштаб Польши. Эту миссию поручили Главному командованию родов войск, которое в своём официальном Twitter лаконично сообщило: «Ни одна армия не имеет системы ПВО, защищающей всю территорию страны. Ракетная атака характеризуется точечным ударом по выбранной цели, а не уничтожением множества целей на больших площадях. В задачи систем входит защита критической инфраструктуры». Специалисты с этим не спорят, но обычные поляки задались вопросом: то есть их, в случае чего, защищать от ракетных ударов даже не обещают?..
И тут мы переходим к главному поражению Польши в «ракетном инциденте» — информационному, которое имеет сразу нескольких составляющих. Во-первых, длительное молчание польских властей по поводу взрыва в Пшеводуве способствовало тому, что отношение значительной части национальных СМИ к инциденту было более чем сдержанным. С другой стороны, это привело к распространению дезинформации и создало атмосферу паники, огонь которой до сих пор тлеет в социальных сетях. В интернете появились десятки теорий об обстоятельствах, причинах и последствиях событий в Пшеводуве, в том числе и о намеренной провокации Киева с целью втянуть НАТО в вооружённый конфликт на Украине.
Во-вторых, в сложившихся обстоятельствах даже для респектабельных польских медиа источником информации о событии в Польше стали иностранные информационные агентства, в первую очередь американское Associated Press. Именно оно ещё под утро распространило позицию Пентагона: инцидент был вызван «ракетой, выпущенной украинской армией по приближающейся российской ракете».
А чуть позже британское агентство Reuters распространило сделанное Джо Байденом на Бали заявление о том, что «есть предварительная информация, которая оспаривает, что ракета в Польшу прилетела именно из России… с точки зрения траектории, маловероятно, что она была выпущена из России». То есть даже без специальных акцентов СМИ для рядовых поляков ситуация выглядела так: польские власти не сообщали о том, что ракета украинская, пока не получили на это добро от Вашингтона.
Ну и в-третьих: в Варшаве не смогли заткнуть Владимира Зеленского. Вечером 15 ноября большинство польских телеканалов выдало в эфир отрывок из очередного обращения президента Украины, в котором он заявил: «Сегодня российские ракеты ударили по Польше, по территории нашей дружественной страны. Погибли люди. Примите, пожалуйста, соболезнования от всех украинских братьев!» Это уже не цинизм, а настоящая хуцпа — ведь Зеленский к тому времени точно знал, что на польской земле взорвалась ракета, выпущенная Украиной.
Но даже после того как США, НАТО и Польша — с многочисленными оговорками типа «всё равно во всём виновата Россия» — признали ракету украинской, Зеленский заявил, что не сомневается в непричастности Киева к инциденту, и предложил создать совместные группы для его расследования. Причём эти слова, как и сказанные днём ранее, не получили адекватной оценки в польских СМИ.
Как признал в комментарии влиятельной польской газете Rzeczpospolita историк и политолог Антони Дудек, профессор Университета имени кардинала Вышинского в Варшаве, всё это повлияет на проукраинские настроения в Польше. «Есть часть поляков, которым не нравится проукраинская политика польского правительства, теперь у них будет аргумент — "видите, мы им помогаем, а они взамен взяли и убили двух наших соотечественников". Но такому подходу нельзя поддаваться. Украинцы всеми силами защищаются, выпуская как можно больше ракет», — заявил Дудек. Что делать, если часть этих ракет опять взорвётся на территории Польши, — профессор не объяснил.