Крупнейшая криптовалютная биржа FTX, стоимость которой в начале года оценивалась в $ 32 млрд, 11 ноября заявила о своём банкротстве. Её основатель Сэм Бэнкман-Фрид подал в отставку с поста директора. Банкроство подорвало доверие к криповалютам, вызвало обвал их курса (включая наиболее известные — Bitcoin и Etherium). А на карикатурах в американских СМИ фигурирует почему-то Владимир Зеленский…
Ещё 2 ноября издание Сoindesk сообщило, активы принадлежащей Бэнкман-Фриду торговой компании Alameda research обеспечивались выпущенными FTX токенами FTT (ну это примерно как написать на гривне, что она обеспечивается гривной же по текущему рыночному курсу). Это открывало возможности для злоупотреблений: использования средств клиентов и манипулирования курсом FTT. Собственно, это и делалось — директор забрал из фондов биржи $ 4 млрд из средств клиентов (бухгалтерский учёт FTX позволял директору вносить правки в финансовые отчёты биржи, которые не были видны ни аудиторам, ни даже сотрудникам) и использовать на покрытие убытков Alameda.
А 9 ноября, по сообщению Bloomberg, этой информацией заинтересовались американские власти…
К моменту подачи заявления о банкротстве биржа потеряла от $ 8 до 9 млрд. К тому же менеджмент компании не нашёл ничего лучше, как прямо перед банкротством перевести $ 10 млрд клиентских денег FTX на счета Alameda Research. Ещё через несколько часов биржу взломали (якобы?) хакеры, похитив еще $ 600 млн.
Бэнкман-Фрид имеет неплохую «крышу» в американской власти. Известно, что за несколько месяцев до краха директор FTX общался с регулирующими органами в Вашингтоне, а заявление о банкротстве составлено в соответствии с Главой 11 Кодекса США о банкротстве, позволяющей получить защиту от кредиторов на время реорганизации. Считается, что получить такие гарантии непросто.
Контакты руководства биржи прослеживаются довольно легко: Alameda Research возглавляет Кэролайн Эллисон, чей отец ранее был начальником Гэри Генслера — нынешнего председателя американской Комиссии по ценным бумагам и биржам. Он же назначен на пост Джозефом Байденом.
Ну и главное: Бэнкман-Фрид вложил в кампанию Байдена в 2020 году до $ 10 млн, в выборы 2022 года — почти $ 40 млн, а на выборы 2024 года собирался отвалить целый миллиард. Получается, что сейчас FTX — второй по объёмам спонсор Демпартии США после Джорджа Сороса. Обратим внимание, что о банкротстве было объявлено буквально через несколько дней после выборов…
14 ноября бывший офицер армии США Скотт Беннетт заявил, что через FTX происходил отмыв денег: США финансировали закупку вооружений Украиной, Зеленский вкладывал эти деньги в FTX, а потом компания обанкротилась и средства исчезли. Банкротство позволяет избежать вопросов относительно происхождения средств Демпартии, которые использовались «чтобы украсть выборы-2022 в США». Эту информацию подтвердил и конгрессмен от Республиканской партии Мэдисон Которн: «Администрация Байдена работала рука об руку с Украиной и FTX, отмывая миллиарды долларов демократическим кандидатам. Это непостижимо. Это политический скандал века». Для махинаций использовался созданный украинским Министерством цифровой трансформации фонд Aid for Ukraine, через который собирали криптопожертвования на войну против России.
Естественно, никакого официального подтверждения этой информации нет и не будет — США стараются не показывать, как в действительности работает демократия. Но следует ожидать, что к выборам 2024 года эта тема всплывёт ещё неоднократно… Да и выводок антикоррупционных органов, созданных США на Украине, этой информацией не заинтересуется: эта коррупция — кого надо коррупция...
В специализированных СМИ раскручивают другой аспект краха FTX. Сразу за объявлением банкротства последовало заявление министра финансов США Джанет Йеллен о необходимости тщательного регулирования всей отрасли. Следствием такого регулирования должна стать интеграция крипотовалюты с уже действующим финансовым рынком. Результатом будет, с одной стороны, расширение круга инструментов, которым сможет пользоваться минфин США, а с другой стороны — частичный деанон пользователей криптовалют и/или, напротив, частичная тенизация бюджетных средств. В перспективе такое развитие событий намного более значимо, чем очередной «украиногейт» в Вашингтоне.
P. S. А потом люди спрашивают: как же так получается, что США не могут навязать свою волю Порошенко или Зеленскому? А вот так и получается — ещё неясно, кто у кого на крючке сидит…