Новая талантливая выходка ЦИПсО: федерального президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в купе направлявшегося в Киев поезда ждал букет ирисов. Пресс-служба «Укразализници» объяснила: «Концентрация ирисов на фото в купе нашего утреннего дипломатического поезда не случайна: любовь к ирисам у нас общая, что поделаешь». Сообщение это сразу же было растиражировано в СМИ.
Понятно, что украинские бойцы пропагандистского фронта имели в виду немецкие ЗРК IRIS-T, четыре штуки которых уже поставлены на Украину и даже вроде бы что-то сбили.
Название цветка ирис произносится по-украински и по-немецки одинаково, а написание названия цветка соответствует аббревиатуре, которой зашифровано название ракетного комплекса (Infra Red Imaging System — инфракрасная система визуализации, в смысле инфракрасная головка самонаведения). Так что украинской аудитории намёк был более чем понятен: «Укрзализныця» благодарит немцев за помощь и намекает на то, что помощи должно быть больше: ирисов в букете больше четырёх штук, впрочем, сколько их — на фото не видно, но думается число нечётное, а то бы совсем неудобно получилось…
А вот с точки зрения внешнеполитической намёк не столь однозначный, если не сказать в духе экс-посла Украины в Германии Андрея Мельника.
Во-первых, Германия вообще не очень охотно поставляет вооружение Украине. Достаточно вспомнить истории о возмещении восточноевропейским странам техники, отправляемой на Украину и многократным заявлениям Олафа Шольца о том, что Германия не будет поставлять оружие, если это поставит под вопрос выполнение обязательств в рамках НАТО. Собственно, это дублирование позиции Джозефа Байдена, что само по себе возмутительно: дозволенное Зевсу ни при каких обстоятельствах не может быть дозволено быку. Если вы знаете эту предысторию, намёк выглядит уже не так безобидно.
Во-вторых, Франк-Вальтер Штайнмайер — автор той самой формулы выполнения Минских соглашений, применения которой так успешно избегала Украина.
Само по себе начало СВО и необходимость поставок вооружения против воли руководство Германии – оценка миротворческой деятельности бывшего федерального министра иностранных дел. Не очень высокая, прямо скажем. Примерно на двойку. Утешительный букет двоечнику?
Кстати, три года назад оппозиционер Пётр Порошенко, согласившийся в свою бытность президентом на формулу, назвал её согласование добровольным отказом Украины от «дорожной карты имплементации Минских соглашений, которая была поддержана нашими западными партнёрами», а саму её — «чисто российским сценарием».
Букет цветов в купе дипломатического вагона — как бы признание того, что благодаря поставкам IRIS-T Штайнмайер, как говорили в сталинские времена, «морально разоружился перед нацией» и «заслужил прощение». Намёк на то, что по выходе из поезда Штайнмайеру надо кланяться в ножки Зеленскому и благодарить киевские власти за то, что они позволили себе закрыть глаза на «позорный факт биографии» высокого европейского гостя.
В-третьих, возможно, Штайнмайер этого и не знает, но один из символов Франции, fleur de lis — «бурбонская лилия» — представляет собой лилию не садовую, а водяную, то есть... Ирис!
Лет сто назад преподнести немецкому политику французский цветок тянуло бы на утончённое (или даже не очень утончённое) дипломатическое оскорбление. А сейчас — ничего так, нормально. Опять же — намёк на Эммануэля Макрона, который ведёт себя как послушный мальчик: для отправки на Украину забирает технику прямо из строевых частей, потому что Вашингтон сказал «надо».
В общем, картину по мотивам этой сценки надо было бы назвать не «Штайнмайер и ирисы», а «Штайнмайер и крысы».