В Белоруссии введен режим повышенной террористической опасности в связи с обострением ситуации на границе, заявил президент республики Александр Лукашенко.
"Введен в связи с обострением ситуации по периметру наших границ. Согласно документам, которые у нас на этот случай предусмотрены в Союзе Беларуси и России, в связи с обострением введен режим повышенной террористической опасности", – сказал Лукашенко в Астане во время интервью телеканалу "Россия 24".
По его словам, из-за обострения ситуации военные проводят у границ "процедуры с развертыванием союзной группировки войск, основу которой составляет армия Беларуси, которая уже дополняется частями Российской Федерации".
Ранее глава белорусского МИД Владимир Макей в интервью газете "Известия" заявил, что в Белоруссии введен режим контртеррористической операции (КТО). Позднее эту информацию опровергло белорусское госагентство "БелТА", ссылаясь на источник в КГБ страны.
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов рассказал Украина.ру, что будет означать повышенной террористической опасности для Белоруссии.
- Всеволод, для чего введён этот режим? Кто и что угрожает Белоруссии?
- Белорусские власти заявляли о подготовке диверсий и провокаций со стороны Польши и Украины. После взрыва на Крымском мосту Александр Лукашенко очень жёстко предупредил Украину о недопустимости подобных действий в отношении Белоруссии. Очевидно, этим и вызвано данное решение.
- Насколько вероятна возможность проведения каких-либо военных акций со стороны Польши и Литвы в отношении Белоруссии?
- Предпосылок для этого я пока не вижу. Прямое столкновение Польши или Литвы с Белоруссией фактически означает непосредственное нападение НАТО на прямого союзника России. К этому на Западе в настоящее время явно не готовы, предпочитая вести прокси-войну руками Украины.
Следует отметить, что та же Польша, будучи одним из главных европейских "ястребов", в целом ведёт себя очень смирно после начала СВО - очевидно, поляков держат на коротком поводке их "старшие товарищи".
Польша так и не вступила в конфликт на Украине напрямую, хотя этого многие ждали. Да, она поставляет вооружения и является перевалочной базой для поставок, но это, опять же, не выходит за рамки политики, которую проводит Запад в отношении российско-украинского конфликта.
Польша не делает громких заявлений и не выдвигает скандальных инициатив - максимум, что-то подобное позволяют себе политические отставники, не отвечающие за принятие решений. В отношении Белоруссии я также не припомню какой-то особой активности со стороны Польши в последние месяцы.
Отношения стабильно плохие, но они стабильны. Граница открыта, люди ездят туда-сюда. Да, Польша стала приютом для белорусской политической эмиграции, но это, опять же, не новость.
В общем, если судить по открытым источникам, ничто не указывает на то, чтобы Польша готовилась к какому-то акту агрессии в настоящее время. Возможно, у спецслужб есть иная информация, но об этом можно только строить догадки.
- Как режим повышенной террористической опасности отразится на ежедневной жизни белорусов?
- По всей видимости, речь идёт об усилении работы силового аппарата, и простых граждан это как-то коснуться не должно. Вместе с тем, скорее всего, следует ждать ужесточения пропускного режима на границе Белоруссии и ее западных соседей.