Белорусско-украинская граница сейчас действительно напоминает скорее позиционный фронт, чем границу двух государств. Однако Белоруссия начнет какие-то действия лишь в случае вопиющей провокации со стороны киевского режима, считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов.
Об этом он сказал в интервью изданию Украина.ру.
— Что означает развертывание Белоруссией совместной с Россией военной группировки? Что, Белоруссия будет участвовать в СВО? Как это встретит белорусское общество?
— Нет, в Белоруссии уже не раз говорили о том, что они под этим понимают, — будут прикрывать западные рубежи Союзного государства от возможного нападения со стороны НАТО, т. е. Литвы и Польши. Белорусское общество против участия республики в СВО, поэтому власти пойдут на такой шаг только в случае крайнего форс-мажора.
— Лукашенко говорит о том, что Украина может нанести удар по Белоруссии, устроив ей «Крымский мост — 2». Насколько это серьезное заявление?
— Теоретически украинцы могут начать обстрелы белорусской территории, как они это делают в отношении пограничных российских областей — Брянской, Курской и Белгородской. Причем, если прилет произойдет, к примеру, на Мозырский НПЗ, это действительно будет иметь эффект, во многом аналогичный подрыву Крымского моста. Однако пока украинцы ограничиваются лишь мелкими провокациями. Думаю, что повторное открытие Северного фронта им сейчас не нужно.
— Зачем украинцы взорвали все мосты и заминировали все дороги? Ждут вторжения? Насколько это серьезно?
— Это вполне рациональный шаг, учитывая, что в самом начале СВО российские войска уже заходили на Украину с территории Белоруссии. Белорусско-украинская граница сейчас действительно напоминает скорее позиционный фронт, чем границу двух государств. Однако вероятность эскалации на этом направлении сейчас представляется невысокой. Белоруссия начнет какие-то действия лишь в случае вопиющей провокации — наподобие подрыва НПЗ.
Может ли отважиться на такое Украина? Теоретически — да, учитывая непредсказуемость и истеричность, которые там сейчас царят. Но если это произойдет, то это будет означать, что рационализм окончательно покинул киевский режим.