Защищать и развивать классический украинский язык на освобожденных территориях Украины – тысячелетняя традиция русской государственности, считает депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Евгений, в начале сентября министр просвещения России Сергей Кравцов на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил о том, что ведомство занимается созданием учебника по классическому украинскому языку. Как вы считаете, насколько это необходимо? Где понадобится такой учебник, насколько он вообще актуален?
- Это такая русская традиция - тем людям, у которых есть свои наречия русского языка, либо свои языки – помогать им с развитием своих языков. Вы знаете, что именно Россия в своем время помогла и адыгам создать свой письменный адыгский язык, и прибалтам помогла. То есть, это в русской традиции.
Логика очень простая: сегодня у нас на части территории есть, а в будущем, очевидно, будет еще больше, украинский государственный язык. Раз есть государственный украинский язык, или как иногда говорят "русско-киевский диалект", значит должны быть нормы, должны быть ученые, должны быть институты. Учебники кто-то должен писать.
Фактически, сейчас в Крыму есть одна школа на украинском языке. А реально-то, там учатся по киевским учебникам, со всей пропагандой антироссийской. Поэтому, это должно вырабатываться, производиться, реализовываться, в соответствии с русскими традициями.
Чем будет отличаться этот язык от нынешнего украинского?
- Очень просто, это исторический, красивый, классический украинский диалект русского языка. Тот, который был в советский период, и ранее, в период существования Российской Империи. Сейчас этот язык из политических соображений существенно искажен, а наша задача – очистить его от искажений, вернуть его настоящую, подлинную сущность.
В период существования Украинской Советской Социалистической Республики, такие школы были. Соответственно, есть опыт, есть наработки, есть методические материалы. Восстанавливать – дело куда более легкое, чем создавать.
Каким регионам понадобятся эти учебники?
- Крыму, Донецку, Луганску. В Херсоне они будут почти наверняка, в Запорожье. Ну, и дальше, по мере освобождения территорий Украины, они будут по всей Украине.
Я, как геополитик, понимаю, что не получится остановиться где-то там, у Севердонецка. Придется освобождать всю территорию в международно признанных границах 1945 года. Там живет население, которое нуждается в своем языке, которое к нему привыкло. Соответственно, мы должны, как государство, обеспечить его этими правами.
Технологически нельзя остановиться. Обратите внимание, сейчас руководство ДНР говорит: "Нам надо на 300 километров отодвинуть от границ ДНР, чтобы нас не обстреливали". Но 300 километров это же не пустыня, там тоже люди живут. Соответственно, отодвинут, допустим, за Харьков.
А Харьков – такой же русский город, как и Донецк. Значит обстреливать будут его и дальше надо будет отодвигать. Простая логика. Поэтому, если уж планировать ситуацию, то в соответствии с международным правом, в границах 45-го года. Эту границу, кстати, Украина нарушила, выйдя незаконно из состава Советского Союза.
Некоторые политологи и эксперты считают, что украинский язык – идеологическое оружие, и чем больше людей его знает, тем больше вероятность подпольного национализма.
- Я никогда не слышал такого от ученых. Любому человеку, который мыслит, понимает, очевидно, что миллионы людей говорят на языке и это их право. Вот история с венным конфликтом в Донецке и Луганске и есть производная попытка заставить людей говорить на другом языке. Если будут такие же попытки в отношении любой другой территории, мы получим тоже самое. Мы получим "украинскую повстанческую львовскую армию". Нам это надо?
А русская традиция многонациональной, многоязыковой, единой русской культуры, - это поддержка всех этносов, групп, языков. Украинцы – это русские, но у них своя языковая группа. Это и есть русская тысячелетняя культурная традиция. Русь создавалась полторы тысячи лет назад и уже сразу было 140 этносов. Поэтому, это наш "конек", мы это умеем делать. Вот немцы – не умеют, они мононация. У них плавильный котел.
А у нас есть интеграция. Обрусение, тысячелетние технологии государственного строительства с разными людьми, этносами, языками, конфессиями, взглядами. Ничего не нужно придумывать, все придумали за нас, создавая самую большую в мире страну.
Слово "восстановить" - главное. Сделать то, что уже известно и работает. А если есть люди, которые считают так, как вы говорите – они придумывают какую-то новую государственность, которая должна быть как Англия и бороться с другими этносами. Это или враги, или дураки.