Чем воюют на Украине: Mastiff и YPR-765

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Контрнаступление ВСУ в Херсонской области сопровождалось слухами о появлении в боевых порядках ВСУ танков Leopard, а также британских бронеавтомобилей Mastiff и голландских боевых машин пехоты (БМП) YPR-765. Слухи о танках не подтвердились, а появление бронетранспортёров, напротив, было подтверждено вплоть до возможности потрогать руками и даже немного покататься.
Mastiff — британская версия американских бронемашин MRAP Cougar 6×6. Cougar производится с 2002 года, Mastiff — с 2006 года. т. е. это машины новые, создававшиеся с учётом опыта боевых действий и вообще довольно современные. Они прошли обкатку в Ираке и Афганистане. Британская машина отличатся от американской лучшей броневой защитой, другим набором средств связи и РЭБ, а также тем, что существует только в трёхосном варианте (двухосная модификация называется Ridgbacks, применяется ли она на Украине — неизвестно).
Чем воюют на Украине. Бронированный зверинец "салорейха"
MRAP — аббревиатура от «защита от минных ловушек». Этот вопрос решён при помощи усиленного V-образного днища, которая направляет ударную волну вверх и в стороны. Конструкция позволяет бронемашинам выдерживать взрыв до 13,5 кг тротила. Для сравнения: заряд массовой советской противотанковой мины ТМ-62, применяемой на Украине — 7,5—8 кг.
Экипаж этой бронемашины — 2 человека, кроме того, в варианте бронетранспортёра (БТР) она может принимать 12 десантников. Машина может использоваться как буксировщик орудий и бронированный грузовик, перевозящий до двух тонн (эта модификация называется Wolfhound и эксперты сомневаются в её эффективности как БТР). Mastiff оснащён башней под пулемёты обычного или крупного калибра, 40-мм гранатомёт или 50-мм автоматическую пушку. Т. е. по вооружению он может соответствовать БМП-2 или БТР с артиллерийскими боевыми модулями, однако на Украину они поставлялись без вооружения и средств связи — чтобы не усложнять и без того непростую логистику, а также не усугублять «кашу» стандартов боеприпасов (для натовских пулемётов советские патроны не годятся).
Масса почти 16 тонн. Дизельный двигатель мощностью 330 л. с. позволяет развивать максимальную скорость до 90 км/ч.
О поставках было заявлено в апреле. Предполагается, что Украина получила порядка 120 машин разных модификаций из примерно 420 штук, имеющихся на вооружении британской армии. Скорее всего, техника берётся с баз хранения (на консервации находилось 240 машин).
YPR-765 — боевая машина пехоты, которую начали разрабатывать в США в 1967 году в дополнение (и, частично, для замены) бронетранспортёра М113. Собственно, это вариант БТР (ходовая часть полностью заимствована) с более низким корпусом и развитым боевым модулем. Пентагон этим продуктом не заинтересовался, зато заинтересовались Нидерланды, которые начали производство в 1975 году. Позже к производству этих машин присоединились Бельгия, Турция, Южная Корея. «Поголовье» этих машин составляет порядка 3,5 тыс. штук. В серьёзных конфликтах их не использовали — разве что в контрпартизанских операциях в Турции и на Филиппинах.
БМП с алюминиевым корпусом весит 13,7 тонн. Дизель мощностью 267 л. с. позволяет развивать скорость до 60 км/ч (на плаву — чуть больше 6 км/ч). Машина перевозит трёх членов экипажа и семь пехотинцев. Вооружение — 25-мм пушка и пулемёт. Учитывая слабость вооружения YPR-765, изначально правильно было бы считать гусеничным БТР, а не БМП.
Чем воюют на Украине. М113: ящик для мотопехоты
Эти БМП появились на Украине в мае, союзным войскам первый экземпляр достался ещё в июне (застрял и был брошен экипажем). Считается, что поставлено 40—50 таких машин. Украинская сторона говорила даже о 300, что маловероятно — большая часть таких машин в Нидерландах находится на складском хранении и нуждается в расконсервации, доукомплектовании и ремонте. Пенять YPR-765 на устарелость, как поступают многие военные эксперты, пожалуй, не совсем правильно — обе стороны конфликта активно используют БМП-1 образца 1965 года и бронированные тягачи МТ-ЛБ образца 1964 года.
Разумеется, Mastiff и YPR-765 ситуацию с «лёгкой бронёй» в ВСУ не выправят — их менее 200, в то время как по расчётам телеграм-канала «Рыбарь» только на 1 мая ВСУ потеряли порядка 1800 БТР и БМП. Но их задача состоит не в этом, а в том, чтобы дать украинским военным опыт использования и обслуживания техники натовского образца, выработать приёмы их применения с тем, чтобы быть готовыми к началу полноценного «ленд-лиза».
Рекомендуем