Также он долгие годы стоял у руля правящей Либерально-демократической партии.
Покушение на Абэ произошло во время предвыборного митинга в провинциальном городе Нара. Подозреваемый, который оказался бывшим военным моряком, дважды выстрелил в политика из самодельного дробовика. Несмотря на срочную операцию, ранения в грудь и шею оказались для бывшего премьера смертельными, а террориста сразу арестовали. Он уже заявил, что покушался на Абэ из-за неприязни к политику.
Покойный Синдзо Абэ всегда вызвал у японских граждан сильные чувства — в диапазоне от любви и до ненависти. Некоторые не могли простить ему происхождения из самых верхов японской политической элиты, которое обеспечило успешную карьеру будущего премьера. Согласно некоторым данным, его род восходит к известному средневековому самураю Абэ-но Ёритоки. Дед Синдзо Абэ возглавил японское правительство в конце пятидесятых годов, а его отец Абэ Синтаро занимал пост министра иностранных дел Японии, поддерживал дружбу с Рональдом Рейганом и вел дела с Андреем Громыко.
Будущий японский лидер начинал работать секретарем своего отца и стажировался в американском университете, потому что ему изначально прочили дипломатическую и политическую карьеру. Синдзо Абэ быстро выделился в партии энергией и харизмой и опирался на поддержку своего семейного клана. Он стремительно продвигался к власти, используя для этого популистскую и националистическую риторику — несмотря на то, что это вызывало у соседних стран большую тревогу.
Так, Абэ требовал изменить послевоенную конституцию 1945 года, согласно которой Япония отказалась от войны как способа решения международных споров. Кроме того, он настаивал на создании полноценных сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил, взамен существующих сейчас Сил самообороны Японии. И сумел добиться расширения полномочий для японских военных.
В 2015 году премьер Синдзо Абэ заявил, что не намерен извиняться за действия Японии в годы Второй мировой войны. Эти слова серьезно возмутили Китай, Республику Корея и КНДР, которые не забывают о зверских военных преступлениях эпохи японской оккупации. Лидер Либерально-демократической партии Японии демонстративно совершал церемониальное паломничество в синтоистский храм Ясукуни, где хранятся списки погибших в войнах солдат, включая военных преступников, казненных по итогам Токийского процесса. Хотя это каждый раз вызывало раздражение в Пекине, Сеуле и Пхеньяне.
Однако воинственный реваншизм Синдзо Абэ органично сочетался с курсом на укрепление военно-политического сотрудничества США, которые обустраивали на Японских островах новые военные базы. Зависимость от Вашингтона только укрепилась по результатам его националистического курса, и Япония продолжала послушно следовать в фарватере американской внешней политики, что не лучшим образом сказывалось на отношениях Токио и Москвы.
Тем не менее Синдзо Абэ старался проводить в отношениях с Россией гибкую политику с уклоном в сторону прагматизма. Он настойчиво поднимал вопрос об урегулировании территориального спора в вопросе принадлежности южных Курильских островов и выражал стремление к подписанию мирного договора между Российской Федерацией и Японией — при условии разрешения «курильской проблемы». А экономическое сотрудничество Японии и России существенно укрепилось — в том числе в сфере поставки энергоносителей.
Премьер-министр Абэ инициировал многочисленные контакты с президентом Владимиром Путиным, в ходе которых обсуждался текст советско-японской Совместной декларации от 19 октября 1956 года. Как известно, советские руководители допускали в этом документе возможность передать Японии небольшие острова Малой Курильской гряды — с оговоркой о том, что это может произойти только по итогам подписания полноценного мирного договора.
Впрочем, активные переговоры не принесли политику никаких дивидендов. Российское руководство не стало поступаться национальным суверенитетом, а японские ультраправые в свою очередь обвинили Синдзо Абэ в том, что он отказывается от претензий на острова Большой Курильской гряды — Кунашира и Итурупа.
Еще больше японцев критиковали премьер-министра за его экономический курс, получивший ироническое название «абэномики». В основе этой политики лежала искусственная девальвация иены, которая обесценилась по отношению к доллару более чем на 20%. С этой целью в Японии удвоили денежную массу, а государственный долг страны в два с половиной раза превысил ее ВВП. Однако эти реформы в основном отражали интересы крупных корпораций и способствовали разорению среднего класса.
Венцом политической карьеры Синдзо Абэ должно было стать проведение летней Олимпиады в Токио, запланированной на 2020 год. Но ее пришлось отложить из-за пандемии коронавируса, которая нанесла по позициям премьера ощутимый удар.
Абэ жестко распекали за недостаточные и несвоевременны меры в борьбе с ковидом. По данным социологического агентства Kyodo, более 58% японцев высказывали недовольство бессилием японского правительства, а действия самого премьера одобряли всего лишь 36% населения. Вскоре после этого заслуженный политик ушел в отставку со всех постов, под предлогом лечения язвенного колита. Однако он сохранял влияние внутри Либерально-демократической партии, выступая в качестве признанного лидера ее националистического крыла.
После начала боевых действий на Украине Синдзо Абэ высказывался в поддержку Киева. Он обвинил Россию в «жестоком вторжении» и заявил: «Украинские войска сражаются, чтобы защитить свою родину. Мы должны извлечь из этого урок».
Отставной политик потребовал резко увеличить расходы на оборону Японии и высказывал поддержку конфронтационной линии японского руководства, которое полностью поддерживает антироссийские санкции. Несмотря на то что это наносит японской экономике все более ощутимый ущерб.
Однако Абэ мог позволить себе высказываться о ситуации откровенно, в отличие от представителей действующей японской власти. В интервью авторитетному изданию The Economist бывший премьер-министр фактически обвинил в войне президента Украины, который отказался от компромисса с Россией.
«Можно было избежать эскалации конфликта, если бы Зеленского можно было заставить пообещать, что его страна не вступит в НАТО, или заставить предоставить высокую степень автономии двум анклавам на востоке», — заявил Синдзо Абэ.
И добавил, что на украинского президента мог бы повлиять в этом вопросе президент Байден, недвусмысленно указывая на внешнюю зависимость украинского руководства.
Трагическая гибель Синдзо Абэ ставит вопрос: остались ли после него японские политики, способные давать такие искренние оценки, называя происходящие в мире события их настоящими именами?