Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
«Злые русские хакеры» (хакерская группировка RaHDit) взломали базу данных Центрального управления Главного управления разведки Украины и выложили в открытый доступ информацию о тысяче сотрудников ГУР.
— Александр, как это повлияет на боевые действия на Украине и конкретных людей?
— Конечно, то, что России удалось провести такую успешную и мощную кибератаку, развеивает миф не только о силе ВСУ, потому что это именно миф. Он прежде всего, развеивает миф о силе преданных инструкторов Великобритании и США.
Как они говорили, специалистов экстра-класса. Очень много чувствительной информации утекло. Это ставит серьезные вопросы о качестве взаимодействия на фронте всех этих деятелей.
Как они говорили, специалистов экстра-класса. Очень много чувствительной информации утекло. Это ставит серьезные вопросы о качестве взаимодействия на фронте всех этих деятелей.
— Насколько Россия защищена в плане кибербезопасности?
— На самом деле, кибервойна идет очень серьезная против нашей страны. Как нам сообщают наши коллеги, ежедневно более 200 кибератак фиксируется на значимую информационную инфраструктуру нашей страны. Почему я подчеркиваю про значимую, потому что параллельно пытаются атаковать регионы.
Постоянно происходят DDoS-атаки на сайты региональных СМИ, региональных органов власти, региональных общественных организаций. Но это происходит, что называется, в фоновом режиме, потому что есть и серьезные атаки именно на федеральные ресурсы.
Я уже предостерегал, что в тех семи регионах, где будет проводиться дистанционное электронное голосование, будут серьезные попытки проводить компьютерные атаки. Здесь нет ничего удивительного, потому что в доктрине кибербезопасности США еще в 2018 году Россия была обозначена как основной противник. В соответствии с этой доктриной американцы и действуют.
То, что роль такого рода действия с каждый месяцем и годом возрастают, совершенно очевидно. Просто я это всегда разделяю. Есть информационная война. Это лютое количество фейков, перевалившее в этом году за 15 миллионов, которые распространяются против России в связи со спецоперацией. В соцсетях, в западных медиа.
А есть именно кибератаки. Как я уже сказал, кроме 200 ударов по значимым ресурсам и не менее 300 по регионам в день. Представляете, по 500 целей каждый день в стране!
Важно подчеркнуть, что мы научились этому противодействовать. Ничего же не падает (не перестает работать). Да, было несколько относительно удачных операций, например, удар по «Рутьюбу». Но он выстоял. Они не могут показать значимых достижений, и это, конечно, бесит всю эту публику.
Другое дело, что с точки зрения пиара, нам нужно научиться ценить тех специалистов, которые у нас есть, гордится ими и заниматься их популяризацией. Это же здорово, что они у нас есть, потому что на Украине, например, существует целая IT-армия. Она была формализована вскоре после начала боевых действий. Фактически это хакерская группа при поддержке государства.
У нее есть структура, есть целая экосистема. Более того, есть доклад, который был опубликован, о том, как она действует.
Повторюсь, нам нужно научиться себя пиарить. Нам много лет внушали, что есть ботофермы, тролли и так далее. Много было разных обидных выражений в отношении организаций, которые занимались отстаиванием киберинтересов России, защитой наших киберрубежей. В то время, когда на западе и даже в восточной Европе пиарили и продвигали свои, в общем-то, воинские подразделения, которые занимались решением таких вопросов.
У них были знамена, присяга, торжественные построения. А у нас специально сделали что-то стыдное из этого. Это была сознательная политика по дискредитации наших патриотов, стоящих на защите информационного суверенитета страны.
— Да, но мотивировать их остаться в России не всегда удается. Что для этого нужно, кроме плюшек в виде льготной ипотеки?
— Деньги, ипотека. Но также и уважение! Это важно! Важно и то, чтобы не попрекали этих людей, что они тролли, хакеры и так далее.
— Россию могут отключить от интернета? Если да, то каковы будут последствия и как будем защищаться?
— Сейчас это уже практически невозможно, мы к этому готовились. Была запущена программа так называемого суверенного интернета, чтобы нас защитить. Короткий ответ — нет.
Мы защищались тем, что приводили в соответствие нормативную базу, принимали исчерпывающие решения, чтобы этого не произошло. Поэтому нас атаковали, придумывали презрительные ярлыки, как и в случае с хакерами. «Чебурнет», «не будет интернета», «нас отключат» и так далее. Такие попытки Западом, конечно, будут предприниматься.
Другое дело, что они избрали свою тактику, они зачищают свое пространство социальных площадок от инакомыслия.
— Насколько я понимаю, это маловероятно, потому что они хотят распространять свою пропаганду в РФ, а также потому, что инфопотоки и бизнес не дадут это сделать резко и в один момент? Или это уже чисто технически невозможно?
— Верно. Но и технически сейчас это уже у них не получится.