О выводе подразделений с острова Змеиный официальный представитель Минобороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков сообщил на утреннем брифинге.
«30 июня в качестве шага доброй воли Вооруженные Силы Российской Федерации завершили выполнение поставленных задач на острове Змеиный и вывели находившийся там гарнизон. Тем самым мировому сообществу продемонстрировано, что Российская Федерация не препятствует усилиям ООН для организации гуманитарного коридора по вывозу сельскохозяйственной продукции с территории Украины», — заявил Конашенков.
По его словам, данное решение не позволит Киеву спекулировать на теме надвигающегося продовольственного кризиса, ссылаясь на невозможность вывоза зерна из-за тотального контроля Россией северо-западной части Черного моря.
«Теперь слово за украинской стороной, которая до сих пор не разминирует побережье Чёрного моря у своих берегов, включая припортовые акватории», — отметил Конашенков.
Позже заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил Украины Алексей Громов заявил о планах вернуть украинский контингент на остров.
«Противник покинул остров. Сейчас наших военных на острове нет, но это будет», — сказал Громов.
По его словам, ВСУ планируют установить физический контроль над всем островом, однако на данный момент украинские войска якобы контролируют территорию «с помощью оружия».
Как отметил бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков, нахождение российского гарнизона на Змеином было сопряжено с рядом рисков.
«Остров находится вдалеке от российских берегов. До ближайшей точки, занятой российскими войсками (Кинбурнская коса в Херсонской области) — 294 километра. От ближайших баз на побережье Крыма — также около 200 км (от Севастополя до Змеиного — 270 км). Соответственно, прикрывать его любыми ракетно-артиллерийскими системами (кроме дальнобойных ракетных установок "Калибр", "Бастион", "Искандер" и т.п., а также ПВО среднего радиуса действия — с суши ВС РФ не в состоянии). А вот ВСУ могут (и уже развернули) свои тяжёлые РСЗО — в 35-40 километрах от острова, на острове Кубанский, расположенном в дельте Дуная. А также могут их развернуть и в других точках, расположенных в 40-50 километрах на других островах в той же дельте», — отметил Стрелков.
Он указал на то, что территория острова может уверенно поражаться РСЗО «Смерч», имеющимися на вооружении ВСУ, а также другими РСЗО.
«Теоретически, территория острова находится на пределе дальности стрельбы и из РСЗО "Ураган" (35 км), но возможность обстрела Змеиного из этой системы — маловероятна, так как боевые машины пришлось бы вывести на самую кромку сильно заболоченного берега. Из "подарков НАТО до Змеиного, конечно-же, легко могут добить (при чем — ведя огонь с достаточного расстояния от берега) РСЗО HIMARS (огонь обычными 227-мм снарядами (6 ракет в залпе, быстрая перезарядка) она способна вести с дальности до 120 км, а тяжелыми ракетами разных типов — от 300 до 500 км). Ну и не будем забывать про "старую-добрую "Точку-У" (тоже до 120 км радиус поражения). Все указанные системы могут и получают поддержку в нахождении целей и наведении со стороны разведывательных спутников НАТО. Они также могут быть прикрыты (и прикрываются) береговыми ракетными противокорабельными комплексами "Гарпун" (с дальностью поражения чуть менее 300 км), поставленными Великобританией. А также всеми имеющимися у ВСУ системами ПВО ближнего и дальнего радиуса действия», — отметил он.
По мнению Стрелкова, на самом острове разместить достаточное количество средств артиллерийского поражения противника невозможно по причине его малой площади.
«И даже уже размещенные там относительно многочисленные установки систем ПВО ("Тор", "Панцирь" — чрезвычайно уязвимы из-за абсолютно ровного рельефа местности острова и неизбежно-скученного расположения данных установок)», — указал он ещё до того, как стало известно о выводе со Змеиного гарнизона.
Сам вывод Стрелков одобрил.
«С военной точки зрения — решение правильное- если нет сил и возможности продолжать наступление с моря на Одессу — лучше отойти без военного поражения. Самостоятельного стратегического значения остров не имеет», — указал он.
Теперь остров обезлюдел.
Обмен «азовцев»
Обмен военнопленными с Украиной накануне прошел по прямому указанию президента России Владимира Путина, сообщил официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Конашенков.
«Вчера, 29 июня, состоялся обмен 144 на 144 военнослужащих. Он был организован и проведен по прямому указанию Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации, поскольку жизни, здоровье, освобождение наших военнослужащих, бойцов Донецкой и Луганской народных республик, которые составляют большинство возвращенных, — это самая главная задача», — заявил генерал-лейтенант.
Он уточнил, что практически все освобожденные — раненые или тяжелораненые. Им оказывают необходимую медицинскую помощь.
Конашенков также напомнил, что общее число захваченных или сдавшихся в плен украинских военнослужащих — более шести тысяч человек.
Как заявил спикер Госдумы РФ Владислав Володин, власти России держат вопрос обмена пленных на контроле.
«Действительно, обмены идут, но по каждому участнику батальона «Азов» ведутся предметные следственные мероприятия: кто и в чем замешан, чем занимался. Что касается «азовцев», националистов, у которых руки в крови, — это нелюди. Их ждёт суд. Обмен происходит тяжелораненых и неспособных участвовать в боевых действиях. Есть и вторая сторона этого вопроса. Речь идёт о наших ребятах. Надо вызволять их из плена.
Бороться за каждого», — заявил Володин.
Бороться за каждого», — заявил Володин.
По его словам, власти Украины намеренно публикуют дезинформацию, чтобы подчеркнуть свои псевдопобеды. При этом на самом деле киевский режим терпит поражение за поражением.
«Давайте не будем лить воду на вражескую мельницу», — призвал Володин.
Позже украинские СМИ распространили слова сестры и.о. командира 36-й отдельной механизированной бригады морской пехоты Сергея Волынского Татьяны Харько.
«Почти все, 99%, без рук, без ног. Кто-то не слышит, кто-то не видит, но глаза счастливы», — рассказала она о состоянии возвращённых по обмену «азовцев».
Днём ранее глава ДНР Денис Пушилин сообщил об обмене пленных.
«Сегодня 144 бойца Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, попавших в плен к противнику, мы возвращаем домой. Мы передали Киеву столько же пленных из вооруженных формирований Украины, большинство из которых ранены. Несколько из них — рядовые националистических батальонов, их состояние плачевное: ранения тяжелые, с ампутацией конечностей и прочими осложнениями», — заявил Пушилин.
Он отметил, что у Украины в плену оказались очень ценные военнослужащие.
«Наша основная задача — спасение бойцов, принимавших участие в освободительной спецоперации. У врага оказались очень ценные военнослужащие. Среди освобожденных есть мобилизованные, которые при разных обстоятельствах попали в плен. Большинство из них ранены, и им необходима срочная квалифицированная медицинская помощь. Желаю им скорейшего выздоровления», — отметил Пушилин.
За несколько минут до его заявления Главное управление разведки Минобороны Украины сообщило о том, что по обмену на Украину прибыли в том числе и «азовцы».
«Проведён очередной обмен пленных, благодаря которому домой вернулись 144 украинских защитника. Это наибольший обмен <…>. Из 144 освобождённых — 95 защитников "Азовстали". Среди них — 43 военнослужащие полка "Азов"», — указывалось в сообщении ГУР МОУ.
По информации ГУР МОУ украинская сторона по обмену получила: 59 бойцов Нацгвардии, 30 — ВМС, 28 — ВСУ, 17 — Государственной пограничной службы Украины, 9 — территориальной обороны, 1 — Национальной полиции. Из них 23 офицера и 69 военнослужащих сержантского и старшинского состава. Самому старшему из обмененных украинцев исполнилось 65 лет, самому младшему — 19 лет.