Совместная статья двух глав МИД — явление достаточно редкое. Мы вообще не можем вспомнить, когда такое было последний раз.
Впрочем, пафос акции очевиден — продемонстрировать несокрушимое единство Великобритании и Украины. Но содержится тут и риск: стороны демонстрируют зависимость друг от друга, причём не вдруг поймёшь, кто из них ведущий. Причём декларируется, что в союзе есть ещё и третья сторона — Польша. И то, что подпись главы МИД Речи Посполитой под статьёй отсутствует, позволяет сделать предположение, кто тут главный (пока мы это писали, думали, что пошутили…).
Главы МИД декларируют намерение «обеспечить будущее Украины в единой и свободной Европе, где снова воцарится мир». Как они предлагают это делать?
Для начала — с опорой на принципы, конечно: «партнёрство между нашими великими народами основано на фундаментальном принципе, согласно которому люди должны быть свободны в выборе своего собственного будущего. Но это анафема для Владимира Путина. Ему угрожает перспектива успеха соседних свободных демократий, таких как Украина».
Тут, разумеется, можно возмутиться, причём тут выбор собственного будущего к Украине, где запрещены оппозиционные партии и СМИ? Но это мелочная придирка: Лиз Трасс подтвердит, что Украина соответствует высшим стандартам демократии, характерным, например, для Соединённого Королевства (в котором Борис Джонсон, например, должен был уйти в отставку, но отказался это делать). Просто примите как данность, что слова «выбор», «демократия» и «успех» имеют иное значение, чем вы привыкли в них вкладывать.
Слово «анафема» («anathema» в оригинальном тексте), тут вроде бы использовано некорректно, но даже в русском языке оно используется в переносном смысле — как проклятие, не несущее религиозной окраски.
«Мы должны игнорировать пораженческие голоса, утверждающие, что люди начинают уставать, и предлагающие продать Украину, чтобы быстро положить конец непрекращающемуся ужасу».
Обратим внимание: по мнению «дипломатов» (ну, какая дипломатия, такие и дипломаты), люди не устали от войны. Просто есть несознательные личности, которые такое заявляют. И им предлагается заткнуть рот.
Интересно, что пока что речь идёт только об информационной составляющей — об усталости от цен на бензин, являющихся результатом санкций, в статье не говорится. Главы МИД пребывают в какой-то своей реальности, где цен на бензин нет вообще (кстати, а чего ради они бы вообще знали об этих ценах, если ездят на служебном транспорте?).
В то же время, они не против того, чтобы «положить конец ужасу». Для этого нужно «увеличение и ускорение поставок тяжёлого вооружения, продолжение санкций против всех, кто участвует в путинской войне, и полное прекращение импорта российских энергоресурсов».
Не хочется придираться к частностям, но:
— поставки тяжёлого вооружения только продлевают ужас и делают его ещё более ужасным, поскольку украинская сторона сознательно применяет его для уничтожения украинских городов;
— в «путинской войне» участвует, например, Украина;
— вы спросите: а на чём же тогда будет работать европейская промышленность и коммунальный сектор? Работать они будут, конечно, на российском газе. Ведь санкции же не продлятся вечно — как только Россия начнёт вести себя как надлежит цивилизованной стране, импорт тотчас возобновится. Ну, наверное…
Отдельно подчёркивается, что «не может быть урегулирования путем переговоров, которое повторяют Минские соглашения, достигнутые за счёт суверенитета, безопасности и территориальной целостности Украины».
Можно, конечно, напомнить, что Минские соглашения предполагали внутреннее примирение на Украине, но… кто об этом сейчас помнит?
«Те, кто предлагают пожертвовать украинской землей, на самом деле предлагают расплачиваться украинской кровью за иллюзию мира».
Немного неправильное словоупотребление, но смысл, в общем-то, понятен. Так же, как и в случае с казусом Крыма, Украина никогда не смирится с потерей части территории. Любые соглашения на этой основе будут носить временный характер и действовать ровно до тех пор, пока актуальный украинский режим не сочтёт себя готовым восстановить территориальную целостность военным путём.
Собственно, исход Минских соглашений это наглядно показал: признание независимости ДНР и ЛНР было следствием получения российским руководством информации относительно намерения Украины уничтожить республики военной силой.
Общий вывод из статьи понятен: Украина, Великобритания и Польша намерены продолжать войну до победного конца. Победным концом является создание условий, при которых Зеленский сможет говорить с Путиным с позиций силы.
Отметим, что мы себе таких условий не представляем в принципе. Если, допустим, результатом войны и санкций будет разрушение России, то Путин ничего из оставшегося возглавлять не будет. Если же Россия уцелеет, то не будет переговоров с позиции силы.
В общем, у самурая нет цели — только путь.