Хотя де-факто Белоруссия провозгласила независимость только 25 августа 1991 года, когда был придан статус конституционного закона Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, соседняя Польша давно была готова к этому.
Ещё в начале 1970-х в среде польской эмиграции на Западе была сформирована так называемая «доктрина Гедройца». Она состояла в отказе от былых имперских амбиций Варшавы и претензий на бывшие восточные земли Речи Посполитой, отошедшие к Украине, Литве и Белоруссии, а также в признании независимости и всесторонней поддержке трёх этих бывших советских республик.
Именно эта доктрина стала основой внешней политики Польши после краха коммунистического режима в этой стране в 1989-м.
Потому неудивительно, что Польша с первых дней существования независимой Белоруссии пыталась играть роль «старшей сестры», и у Варшавы были для этого как идеологические, так и институциональные инструменты. К примеру, в Минске с марта 1972 года действовало Генеральное консульство Польши, которое после установления дипломатических отношений между двумя странами 2 марта 1992 года превратилось в посольство (кстати, Польша стала вторым после Украины государством, установившем с Белоруссией дипломатические отношения).
Для сравнения: посольство Белоруссии в Варшаве было открыто только в 1993-м.
Кроме того, власти Польши активно использовали ресурс польского национального меньшинства в Белоруссии. Местные поляки, которых на момент провозглашения независимости республики было более 400 тысяч (ныне менее 300 тысяч), ещё в 1990-м создали мощный «Союз поляков Белоруссии», сразу же получивший серьёзную поддержку Варшавы.
Опять же для сравнения: хотя среди граждан Польши этнических белорусов ныне почти 50 тысяч, их организаций не видно и не слышно.
Уже в апреле 1992 года Польша начала экономическую экспансию в Белоруссию: между Варшавой и Минском были подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве, основах трансграничного сотрудничества, взаимной поддержке и защите инвестиций, а также о создании польско-белорусского коммерческого банка. А 23 июня 1992-го в Варшаве президент Польши Лех Валенса и председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич подписали «Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве».
Вполне в духе «доктрины Гедройца» вторая статья этого документа гласила: стороны подтверждают существующую между ними границу (длиной более 418 км. — Прим.), считают эту границу нерушимой и заявляют, что не имеют и не будут иметь в будущем друг к другу никаких территориальных претензий.
С другой стороны, статья 15 договора, явно написанная в Варшаве и самая большая по объёму в договоре, детально описывала права национальных меньшинств: на пользование родным языком, именами и фамилиями в звучании, принятом в родном языке, на исповедание своей религии и совершение религиозных обрядов, создание неправительственных организаций разного толка и их международную деятельность, и тому подобное.
Приход к власти Александра Лукашенко в 1994 году поначалу не повлиял на политику польского патернализма по отношению к Белоруссии. Даже после скандального референдума 1996 года по пересмотру Конституции Белоруссии, который Европейский Союз и США признали недемократическим, именно Варшава встала на защиту Минска. Польша доказывала, что изоляция Белоруссии, её выпадение из русла общеевропейской политики будут прямо способствовать развитию интеграционных процессов СНГ и ОДКБ, а также российско-белорусского проекта Союзного государства.
Исходя из этого, Польша пошла на ряд уступок белорусскому режиму. В частности, являясь координатором Центральноевропейской инициативы (ЦЕИ), польская дипломатия как раз в 1996-м способствовала переводу Белоруссии из ассоциированных в постоянные члены этой организации. Это стало своего рода компромиссным вариантом для Минска, который в то время претендовал на членство в Совете Европы.
Однако после вступления Польши в НАТО (1999) и Европейский Союз (2004) ситуация ощутимо изменилась. Окрылённые победой «оранжевой революции» на Украине, которую всецело поддержала Варшава, польские власти начали готовить «майдан» в Белоруссии, в первую очередь, опираясь на местных поляков. Это привело к расколу «Союза поляков Белоруссии» в 2005 году, и с тех пор власти в Минске официально признают одну его часть, в то время как Польша — другую, которую белорусские власти считают нелегальной организацией.
«Революция» в Минске была назначена на конец марта 2006 года, после очередных президентских выборов в Белоруссии, а в сентябре 2005-го в Варшаве было создано Euroradio — «Европейское радио для Белоруссии». Формально эта радиостанция является некоммерческой организацией, которая, однако, сразу же получила польское госфинансирование, свою лепту внесли и американцы через USAID.
Euroradio вышло в эфир в феврале 2006-го и пыталось быть организующей и направляющей силой первой минской «плошчы» (как и тюркское слово «майдан», означает «площадь»).
Хотя 19-25 марта 2006 года на акции протеста «против фальсификации выборов» в Белоруссии вышло несколько десятков тысяч людей, а в центре Минска даже несколько дней существовал палаточный городок, однако в результате протесты были подавлены. В связи с тем, что «джинсовая революция» успехом не увенчалась, в Варшаве решили создать новый медиаинструмент влияния на ситуацию в Белоруссии.
Польское государственное телевидение (TVP) в июне 2006 года начало подготовку к созданию телеканала «Белсат TV». Канал был создан как структурная единица TVP и впервые вышел в эфир 10 декабря 2007 года, во Всемирный день прав человека. До сегодняшнего дня на «Белсат TV» из госбюджета Польши потрачено более 10 миллионов евро.
Вторую попытку организовать «цветную революцию» в соседней стране Польша предприняла 19 декабря 2010 года, опять же после президентских выборов. Вечером того дня более 30 тысяч протестующих собралась на Октябрьской площади, откуда направились на Площадь Независимости. Они потребовали проведения повторных выборов — без участия действующего руководителя страны Александра Лукашенко, который и эти выборы выиграл.
Начались попытки штурма Дома Правительства, где шёл подсчёт голосов (кстати, именно после захвата и сожжения избирательных протоколов пришли к власти прозападные оппозиционеры в ходе первой «цветной революции» в Белграде). После этого правоохранители жёстко разогнали более 5 тысяч протестующих, остававшихся на Площади Независимости. «Площа 2010» тоже не стала «майданом».
Расстроенная очередной неудачей Варшава в январе 2011 года запретила въезд в Польшу Александру Лукашенко и ряду официальных лиц Белоруссии (первые односторонние санкции против белорусских чиновников польские власти ввели ещё в феврале 2009-го). Польша также была главным инициатором санкций Евросоюза в отношении Лукашенко и других высших белорусских чиновников.
Эскалация шла по нарастающей, 28 февраля 2012 года МИД Белоруссии предложил послу Польши выехать в Варшаву «для консультаций, чтобы довести своему руководству твердую позицию белорусской стороны о неприемлемости давления и санкций», ранее в тот же день был отозван из Варшавы посол Белоруссии для консультаций.
Сложно сказать, кто в сложившейся ситуации первым сделал шаг навстречу — чему-то научившаяся на своих ошибках Польша, или Лукашенко, который в то время демонстрировал многовекторность и откровенно спускал на тормозах интеграцию с Россией. Однако именно в 2012 году в отношениях между Варшавой и Минском началось очевидное потепление.
Белорусская власть фактически запустила программу «мягкой литвинизации», всё больше вспоминала «общие корни» с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой и т. п. А накануне очередных президентских выборов, прошедших в октябре 2015 года, на свободу были выпущены несколько оппозиционеров, которых Польша и Запад считали «политическими заключёнными».
Несмотря на то, что Александр Лукашенко набрал на выборах 83,47% голосов, а миссия ОБСЕ не признала выборы демократическими, на акцию протеста в Минске вышли чуть более 100 человек, которых никто не разгонял. Более того, по настоянию Польши ЕС отменил ряд санкций, введённых в отношении белорусских чиновников в 2010-м, а Госдепартамент США заявил, что «приветствует мирное проведение» президентской кампании в Белоруссии. В итоге США и Евросоюз фактически признали Александра Лукашенко главой Белоруссии, стали упоминать о нём как о президенте и реже использовать ярлык «последний диктатор Европы».
С другой стороны, сам Лукашенко продолжил политику «литвинизации», иногда переходящую в прямую дерусификацию — к примеру, в городской и дорожной навигации русский язык в Белоруссии до сих пор начисто отсутствует.
По большому счёту, такая «оттепель» продолжалась до конца 2019 года, когда в Польше начала раскручиваться своеобразная медиа-группа NEXTA, состоящая из ютуб- и двух телеграм-каналов. Их собственником значился бывший сотрудник телеканала «Белсат», политический эмигрант из Белоруссии Степан Путило, который называл себя единственным автором контента. Однако когда на всех площадках NEXTA появился профессионально снятый документальный фильм об Александре Лукашенко «Уголовные материалы» с резкой критикой президента Белоруссии, стало очевидно, что каналы Путило только распространяли его.
В феврале 2020 года к команде NEXTA присоединился ещё один белорусский оппозиционер, профессиональный журналист Роман Протасевич, в прошлом сотрудник упомянутого выше Euroradio. Как и Путило, Протасевич также попросил политического убежища в Польше. В августе 2020 года медиа-группа NEXTA, и в первую очередь входящие в неё телеграм-каналы, стала «руководящей и направляющей силой» очередной попытки государственного переворота в Белоруссии.
Начиная с дня выборов, 9 августа, и до подавления массовых протестов через неделю, там размещались не просто инструкции по проведению протестов, но и прямые призывы к насилию против правоохранителей и госслужащих, а также к диверсиям.
В этот раз польские власти даже не скрывали своей роли: Варшава отказалась признавать Александра Лукашенко в качестве президента Белоруссии, его оппонент на президентских выборах Светлана Тихановская была неоднократно принята на уровне премьера и президента Польши, а выделенный для нужд белорусской оппозиции «Белорусский дом» в Варшаве финансируется из польского бюджета и охраняется как дипломатическое представительство.
Хотя после протестов в августе 2020-го среди арестованных оказались и лидеры незарегистрированного Союза поляков Белоруссии, Александр Лукашенко выждал с серьёзным ответом Варшаве почти год. 7 июня 2021 года он подписал указ об установлении нового праздника — Дня народного единства — 17 сентября, в честь начала в этот день в 1939 году «Польского похода» Красной Армии (в Польше его называют «началом советской агрессии»).
В июне 2021-го были зафиксированы и первые попытки мигрантов из стран Ближнего Востока нелегально пересечь границы Белоруссии с Литвой, а вот первый массовый прорыв мигрантов (349 человек) через белорусско-польскую границу состоялся в ночь с 7 на 8 августа 2021-го — практически в первую годовщину начала протестов в Минске.
Всего же с августа по ноябрь 2021 года белорусско-польскую границу пытались прорвать несколько тысяч мигрантов, и более чем тысяче из них это удалось, а более двух десятков людей в ходе этих попыток погибли. При этом Лукашенко публично обвинил Польшу и ЕС в развязывании гибридной войны против Белоруссии и сказал, что после введения санкций он не намерен защищать Европу, в том числе и от мигрантов.
Официальная позиция МИД страны, принятая ООН: ни источником, ни причиной потоков мигрантов Белоруссия не является. Польша же ныне достраивает 180-километровую стену высотой 5,5 метра на польско-белорусской границе, которая обошлась в 370 миллионов долларов. Не исключено, что работы будут завершены именно 23 июня, к 30-й годовщине подписания договора о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве между двумя странами, что ныне звучит как оксюморон.
Начало специальной военной операции России на Украине знаменовало новый виток напряжённости между Польшей и Белоруссией, которую в Варшаве называют «соучастницей агрессии» (хотя и постоянно намекают на «возобновление диалога» по сценарию 2012-2020 годов). С другой стороны, сам Александр Лукашенко 10 июня обвинил Польшу в желании захватить не только украинские, но и белорусские земли.
«Они до сих пор не ушли от цели выровнять фронт, чтобы он проходил: Смоленск — Псков, Смоленск — Брянск — Курск и туда до Ростова. Им надо выровнять фронт. А мы, тысячу почти километров, балкон этот, его надо срезать. Это их цель — они перед этим не остановятся, зайдут они с Украины Западной или еще откуда-то. Ещё, может, за Западную Украину придется воевать, чтобы не оттяпали», — заявил Лукашенко.