Директива отображает основные идеи Си Цзиньпина о построении социализма с китайской спецификой в новую эпоху. В новом основополагающем документе описаны планы руководителя государства по укреплению вооруженных сил Китая.
Свод новых положений, состоящий из 6 глав и 59 статей, послужит правовой базой для действий НОАК в невоенных ситуациях и направлен на укрепление национальной безопасности и суверенитета, эффективное предотвращение угроз и разрешении сопутствующих задач, защиту жизни и собственности граждан страны, интересы развития страны, а также поддержку мира во всем мире и региональную стабильность.
В директиве также говорится о внедрении инноваций в армии и регулировании вопросов проведения армейских операций невоенного характера.
Как отмечается, в документе тщательно обобщен предыдущий практический опыт выполнения боевых задач, широко используются соответствующие теоретические достижения китайских военных, систематически регламентируются основные принципы, организация и командование, виды операций, оперативные гарантии, политическая работа и так далее.
Сразу же после обнародования документа многие русскоязычные сайты и телеграм-каналы начали перепечатывать сообщение радио «Свободная Азия», где были высказаны опасения, что документ «может стать шагом для вторжения Китая на остров Тайвань под видом невоенной специальной операции».
При этом почти никто не указал, что «Радио Свободная Азия» — это отголосок «Радио "Свобода"»*, финансируемого из федерального бюджета США.
О чём же на самом деле говорится в документе и какова его цель?
Как отметили китайские пользователи интернета, происхождение самого термина «армейские действия невоенного характера» — калька из американского определения военных действий невоенного характера.
В американской военной доктрине подобные действия обычно включают в себя контроль над вооружениями, проведение контртеррористических операций, оборонительную поддержку операций по борьбе с наркотиками, противостояние санкциям и морские операции по их пресечению, операции по разделению запретных зон, обеспечение свободы судоходства и полетов, гуманитарная помощь, поддержка гражданского населения, государственная помощь и поддержка борьбы с повстанцами, операции по эвакуации нестроевого военного персонала, миротворческие операции и защита морского пространства, восстановительные операции, демонстрация военной силы, удары по и зачистки территорий.
Другими словами, грань между реальными боевыми действиями и армейской операцией невоенного характера в современном мире размыта, следовательно, те или иные действия НОАК, в зависимости от необходимости, также могут быть по-разному квалифицированы и заявлены руководством Китая.
Как считают некоторые китайские блогеры, директива о невоенных операциях, заявленная правительством КНР, является своего рода китайской моделью специальной военной операции, проводимой ВС РФ.
Подписав документ, китайское руководство в случае необходимости сможет начать боевые действия, не объявляя войны.
При изучении документа становится понятно, что китайские военные задумываются о способах бесперебойного ведения боевых действий и одновременного ведения других сопутствующих мероприятий, взаимодействия зон боевых действий и тыла.
Учитывая нынешнюю напряженность отношений КНР с США и их сателлитами в Тихоокеанском регионе, оглашение данного свода положений можно рассматривать как один из способов противостояния провокациям и агрессивным действиям кораблей и авиации недружественных государств в регионе.
Согласно документу, теперь решение о затоплении или уничтожении того или иного объекта можно принимать без согласования с Военсоветом республики, что даёт свободу действия китайским военным, находящимся в зоне конфликта или инцидента.
Разумеется, не стоит исключать и «фактор Тайваня». С принятием документа руководство Китая в случае необходимости может дать еще одну правовую основу для силового решения тайваньской проблемы: в Китае никогда не отрицали вероятности военного столкновения в проливе.
Но вряд ли стоит рассматривать документ как повод для «нападения на Тайвань». КНР не рассматривает Тайвань как независимое государство — это всего лишь одна из провинций страны, которая по заверению китайского руководства однажды будет «возвращена в лоно Родины». А для проведения операции по освобождению Тайваня у правительства КНР нет необходимости объявлять войну.
Исходя из понимания всей сложности тайваньского вопроса, можно лишь предположить, что китайское руководство пристально следит за развитием специальной военной операции на Украине и осознаёт серьёзность ведения боевых действий за присоединение острова.
* СМИ, выполняющее функции иностранного агента