Размер урожая — явление статистическое. При одинаковых посевных площадях он меняется в довольно широком диапазоне, что связано преимущественно с погодными условиями.
Кроме того, существует довольно значительная погрешность, связанная с подсчётом полученного урожая (чистый или бункерный вес). Важно также не путать урожай с учётом тех или иных культур: пшеница, зерновые (пшеница, рис, кукуруза, ячмень, овёс, рожь, гречиха и др.), зерновые и зернобобовые (горох, фасоль, соя, вика и др.), зерновые, зернобобовые и масличные (подсолнечник).
В 2013 году Украина собрала рекордный урожай зерновых и зернобобовых, который составил чуть более 63 млн тонн. Результат действительно был рекордным. Однако в 2014 году на Украине было собрано значительно больше зерновых — 63,8 млн тонн. Это данные без учёта Крыма и, вероятно, лишь с частичным учётом сбора урожая в Донецкой и Луганской областях (хотя, в принципе, органы статистики на протяжении года информацию всё же давали).
В 2017 году урожай просел до 61,3 млн. тонн, в 2018 — опять поднялся до 70,1 млн тонн, в 2019 году — до 75,1 млн, а в 2020 снова упал до 65,4 млн тонн.
Сейчас, когда говорят о существенном падении урожая, имеют в виду прошлогодний урожай, который действительно был рекордный — 84 млн тонн зерновых и зернобобовых, а вместе с масличными — и вовсе 106,6 млн тонн. В истории Украины никогда ничего подобного не было, так что любой представимый результат всё равно окажется меньше.
Разумеется, 50 млн тонн зерновых и зернобобовых на 20% с лишним меньше, чем даже в 2017 году. С другой стороны, это только прогноз, который, как правило, ниже реальных показателей. К тому же, и прогнозы бывают разными — до 55 млн тонн.
Теперь относительно территории страны вообще и посевных площадей в частности.
На 2013 год площадь Украины составляла 603,5 тыс. кв. км. В 2014 году площадь Украины сократилась на 43,2 тыс. кв. км. (Крым, ДНР, ЛНР), что составило 7% территории страны. В 2022 году Украина сократилась на полные площади Крыма, Донецкой, Луганской и Херсонской областей (реально контролируется не вся территория, но с точки зрения аграрного производства они потеряны полностью), большая часть Запорожской области, примерно треть Харьковской и незначительная часть Николаевской области. Всего — около 145 тыс. кв. км., или 24% первоначальной площади.
Потери 2022 года — 18% от площади по состоянию на начало года.
С учётом этих потерь можно было бы ожидать снижения урожая зерновых примерно до 60 млн тонн (средний урожай в 2014-2021 года — ок. 70 млн тонн). Прогноз Высоцкого — на 10 млн тонн меньше.
Для такого прогноза есть вполне объективные причины. Перечислим только некоторые из них:
— Топливный кризис. Его масштабы в СМИ несколько преувеличены — украинскому правительству удалось преодолеть временные трудности и сейчас для военных и производственных потребностей топлива хватает (не хватает для населения и коммунального хозяйства, что производит угнетающее впечатление).
— Логистический кризис. Главная его составляющая — пресловутое закрытие портов. Обычно внимание сосредотачивается на вывозе зерна, но есть ведь и проблемы, связанные с ввозом удобрений… А существуют ещё проблемы с состоянием дорог, минированием полей, недостатком автомобилей и вагонов и т. п.
Кстати, об удобрениях: отрезав поставки из России и сократив транзит газа, Украина добилась трёхкратного роста стоимости удобрений. Между тем их поставки сократились на 16% ещё до начала военных действий.
— Финансовый кризис. Сельскохозяйственные предприятия обычно обеспечивали финансирование производства за счёт продажи части урожая. Сейчас с этим есть сложности (особенно в прифронтовых регионах, где рынок замер).
По подсчётам сайта «АПК-информ», среднее собственное потребление зерновых и зернобобовых культур на Украине на протяжении последних пяти лет составляло примерно 34% от производства, то есть примерно 24 млн тонн. Таким образом, в 2022 году внутреннее потребление может составить примерно половину от производства, но на самом деле значительно меньше — ведь сократилось и население страны, и число предприятий, которые зерно потребляли (животноводческих ферм, например).
Отдельная проблема — хранение зерна. По утверждению специалистов «Украгроконсалтинга», для стационарного хранения на Украине есть мощности на 47 млн тонн на сертифицированных элеваторах (вероятно, на территории, которая была под контролем Киева к началу года). Кроме того, 15-17 млн тонн, максимум 20 млн тонн можно хранить на поле в пластиковых рукавах и на временных складах. Реально же достижимые мощности, скорее всего, будут не более 60 млн тонн.
Эта ситуация считается крайне сложной: при урожае в примерно 65 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур этих мощностей должно хватить, учитывая, что годовое потребление составит примерно 18 млн тонн, а вывезено может быть в районе 20 млн (это подсчёты «Украгроконсалтинга»). Однако тут есть два тонких момента.
Во-первых, всё хорошо в среднегодовом разрезе, но сельское хозяйство имеет сезонный характер, и дважды будут возникать ситуации, когда зерна очень много и наличных мощностей будет не хватать.
Во-вторых, на складах уже находится до 20 млн тонн зерна прошлогоднего урожая, и вот тут ситуация действительно катастрофическая — 60 и даже 67 млн тонн, которые помещаются на элеваторах, никак не соответствуют 85 млн тонн, которые получатся по итогам года.
В общем, Украине в большей степени грозит не голод даже, а переизбыток продуктов питания. Впрочем, голод тут будет присутствовать — не так из-за дефицита продуктов, как из-за роста цен и сокращения доходов населения.