Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Станислав, весь мир сейчас переживает энергетический кризис. Америка вводит чрезвычайное положение из-за нехватки электричества. Есть проблемы с энергетикой в других странах. Что происходит?
— Если говорить про США, то там есть определенные сложности с модернизацией инфраструктуры. США без сомнения развитое государство, сверхдержава, но это не значит, что там нет проблем инфраструктурных, особенно связанных с электроэнергетикой. Она уступает целому ряду других стран, в том числе азиатским, которые стали экономически расти последнее десятилетие. Я вообще сомневаюсь, что ряд промышленных производств США сейчас можно было бы запустить, если они бы захотели часть своих предприятий вернуть в страну.
Там действительно блэкауты происходят чаще, чем в других регионах мира. Очень большой блэкаут был в Техасе, еще ряде штатов с зимы прошлого года, не последнего, а предыдущего. Периодически в летний период, когда происходят пожары, и растет потребление электроэнергии, не справляются сети в той же самой Калифорнии, которая является в восприятии многих людей совершенно продвинутым штатом, живущим уже в будущем.
То, что там Tesla ездит в большом количестве в Южной Калифорнии, не означает, что там все хорошо с электроэнергетической инфраструктурой. Можно увидеть провода, которые чуть ли на деревьях висят, совершенно не тот уровень, который среднестатистический человек, занимающийся энергетикой, ожидает увидеть в Калифорнии.
Там были определенные заигрывания с возобновляемой энергетикой, без учета имеющихся технологических и экономических ограничений, что приводило к необходимости запускать в этом регионе США старые станции, работающие на газе. Это, казалось бы, уступка в пользу прошлого, но по ситуации на текущий день это было необходимо.
Опять же, если все было бы хорошо с возобновляемыми источниками электроэнергии — кстати, там есть эксперименты с хранение электроэнергии в промышленных больших аккумуляторах — если бы с ними было все хорошо, не было бы необходимости запускать старые станции. Так что на самом деле ситуация там далека от оптимального варианта развития событий. Хотя США — это сверхдержава, большая страна, богатая, поэтому более-менее они адаптируются.
Что делать странам, которые не имеют этих ресурсов, что делать тем странам Европы, которые оказались зависимы от линии Европейской комиссии в данном вопросе, не имея этих ресурсов, которые есть у США — это большая проблема.
Что делать со странами, не очень богатыми, типа Пакистана, которые заложены в санкционной политике Европы в отношении России, которая приводит к дополнительному увеличению цен на газ. Если та же самая Япония или Европа будут бороться друг с другом за сжиженный природный газ в ближайшие месяцы, бездонный СПГ, который продается на спотовом рынке в мировом масштабе. Если они на это деньги найдут, то где найдет деньги Пакистан — непонятно. Страна может столкнуться с очень масштабным энергетическим кризисом ближайшей зимой. Думаю, что часть ответственности будут нести не только власти Пакистана, но и власти западных стран, ведущие свою санкционную линию.
- Вы упомянули страны Европы. С какими проблемами они столкнулись в плане энергетики?
— Европа разнообразная и богатая. Часть Европы менее богатая. Есть проблемы в богатой части тоже, посмотрите, например, на Швецию. Тоже многие считают, что это такое постмодернистское государство, давно живущее в будущем. Когда у них из-за быстрого закрытия угольных станций не стало хватать электричества, они запустили мазутные установки, то есть, как будто на дворе семидесятые годы, когда использовалась такая электроэнергия для коммунальных целей. Опять же, это не конец света, что запустили такие штуки, но это признак того, что не все было заранее рассчитано с точки зрения энергетической безопасности.
Во Франции есть сложности с продолжением работы атомных станций, потому что был период неопределенности в Европе — то ли атомная энергетика будет развиваться, то ли не будет. Привело это к тому, что французы оказались недоинтвестированы. В частности, есть главная компания Électricité de France. В итоге сейчас возможность ее выдавать электричество намного меньше, чем ожидалось от нее оптимистами. И это одна из причин, почему стоимость электроэнергии во Франции также растет.
Невозможность полностью опираться на атом, проблема с возобновляемой энергетикой и недоинвестированность в традиционную энергетику, демонизация традиционной энергетики, которая во многих странах происходила на уровне Европейского Союза, теперь не дает возможности быстро вернуться к тому же углю, потому что эти станции закрыли или даже взорвали, как (это сделали — Ред.) в Великобритании. Хорошо, в Германии угольные станции остались, а где их уже уничтожили физически, там что делать? Там приходится активнее использовать газ, что дополнительно увеличивает спрос на него и увеличивает стоимость самого газа, и стоимость электроэнергии растет. Сейчас, видимо, будет летний пик потребления, если будет жаркое лето. Это будет стрессовая ситуация, а дальше будет необходимость готовиться к зиме. Зима, зимний пик еще более сложная ситуация.
В странах вроде Болгарии — там ситуация усугубляется тем, что страна не очень богатая, она не может позволить себе так называемый прайс-кэп, это когда правительство платит компаниям за то, что те удерживают цену. Максимальная цена устанавливается и фактически субсидируется за счет государства, но налогоплательщики тоже не резиновые, чтобы бесконечно платить. Сложностей много.
Если взять Испанию, то она поругалась с Алжиром на базе конфликта по поводу Западной Сахары. Алжир и Марокко конфликтуют по поводу Западной Сахары. Испания решила поддержать позицию Марокко, из-за этого одна из труб, которая идет из Алжира через Марокко в Испанию, уже не работает. Есть ограничения на получение газа Испанией. Можно практически по каждой стране пройтись.
Германия увеличивает выработку электроэнергии из угля. Вроде как логично, с учетом текущих обстоятельств, но опять же, это противоречит линии перехода к карбонизации. Как тогда обществу в целом компаниям верить, планам правительства о ходе карбонизации, если у правительства семь пятниц на неделе.
Посмотрите на стилистику, в которой была написана декларация по итогам климатического саммита в Глазго в ноябре 2021 года. Было взято много обязательств различными странами как можно быстрее отказываться от угля. Ну, и где отказ от угля, если мы видим увеличение потребления его в Германии? Все это вызывает проблемы в энергетической отрасли, потому что сложно планировать какие-то инвестиции, если регуляторные меры постоянно меняются. То говорят «закрывайтесь», то теперь снова «открывайтесь», надо нанимать еще сотрудников. Сотрудники могли разбежаться, когда им сказали «вашу профессию угольщиков закрываем». Так что проблемы есть.
- О санкциях. Кто в долгосрочной перспективе победит в этой борьбе? Удар будет по мировой экономике — или по доходам Москвы?
— Санкции — это вообще вещь неприятная для всех участников этого процесса. Другое дело, что кому-то удается быстрее адаптироваться, кому-то не удается. Тут сложно сказать наверняка, я не провидец, не могу сказать, что будет через пять лет. Но есть какие-то аргументы в пользу отдельных сценариев.
Например, в текущем году, скорее всего, Россия заработает под триста миллиардов долларов. Это энергетика плюс металлы, плюс зерновой экспорт из России, по подсчетам «Блумберг». В принципе, можно верить. Поэтому «Блумберг» считает, что в год Россия будет иметь 22 миллиарда на запрете нефти, и там еще сходная сумма будет с нефтепродуктами.
Во-первых, и эмбарго на нефть и нефтепродукты отложены по времени — это 6-8 месяцев от текущего момента. Дальше возникает вопрос, насколько жестко Евросоюз будет смотреть за соблюдением собственных санкций. Вполне может случиться, что для того, чтобы не травмировать собственную экономику, будут сквозь пальцы смотреть на всякие шалости нефтяные, в виде поставок российской нефти, смешанной с нефтью другого производителя, или российских нефтепродуктов, смешанных с товаром другого производителя. Такие варианты тоже не исключены.
Сегодня пришла новость, «Блумберг» пишет, что перевалка в танкеры уже в Атлантическом океане, уже вдали от берегов происходит, где только она не происходит! Это довольно сложно отследить, особенно, если танкеры отключают транспондеры, чтобы их так просто не было видно. Говорят, что в свое время Венесуэла с Ираком написали курсовую работу о том, как торговать нефтью в теневом режиме, Иран защитил диплом, а Россия сделала что-то типа диссертации научной в этом вопросе. Так это все и произойдет, с учетом размеров российской экономики.
Я думаю, помимо всей этой теневой истории, будет постепенно происходить переориентация России на азиатских потребителей, она уже происходит…. А страны Персидского Залива перенаправят часть своего азиатского экспорта в Европу. Это глобальная перестройка нефтяных потоков, плюс теневые механизмы, плюс возможность в итоге сохраниться на плаву.
Хотя какое-то сокращение добычи возможно. По версии правительства, варьируются прогнозы — от 8% до 17 % сокращение добычи может быть. Это вроде бы много, но, с другой стороны, для страны, которая оказалась под очень масштабным санкционным давлением, это на катастрофу тоже не похоже. По крайней мере, если текущая тенденция сохранится.
Что касается Европы. Пока даже эмбарго в силу не вступило, они (европейские страны — Ред.) наблюдают эффект самосанкционирования трейдеров. Когда трейдерам не запрещено иметь дело с Россией, но трейдеры опасаются репутационных потерь — и с ней не работают, или работают с прямой доплатой, или частично работает. Все это приводит уже к частичному сокращению поставок российской нефти и нефтепродуктов в Европу, что отражается на ценах на нефтепродукты, а это сидит цена во всей инфляции.
Любой товар, который перевозится дизельным транспортом, дорожает. В Европе высокая инфляция — 8%, это очень много для Еврозоны. В отдельных самых прогрессивных странах, прибалтийских, там до 20% доходит инфляция в годовом выражении. Это очень серьезный показатель. Учитывая, что там принято хранить деньги не так, как в России, а принято хранить на счетах, эти все деньги обесцениваются со скоростью 8%, а то и 20% в год, это это очень плохо для экономики.
Опять же, я не могу сказать, что завтра это приведет к крушению Европы, все выйдут на митинги и т.д. Но то, что это серьезный стресс — это без сомнения. Если в текущей ситуации отказаться от российского газа не постепенно, а по-быстрому, то стресс будет еще сильнее. Будет огромное количество безработных. В одной Италии без российского газа безработных в моменте — полмиллиона человек. Как видите, (нет — Ред.) одного химического завода компании BASF в Германии. Заводов много. Только у одного завода 40 тысяч безработных.
Мне кажется, они на такой шаг все-таки не пойдут, хотя логика политическая в Европе предполагает, что нужно постоянно вводить все новые и новые (санкционные — Ред.) меры. Допустим, Россия не прекращает свою линию по Украине, значит, нужны все новые и новые меры. А из новых мер остался только газ. Поэтому, в какой-то степени его все равно будут обсуждать. Ну и мы вслед за ними обсудим, какие меры запланировать. Если принимать меры против газа мгновенно, а не постепенно, через несколько лет снижая (закупки — Ред.), если сразу — то стресса серьезнейшего не избежать.
- Какие пути выхода из чрезвычайной ситуации есть у США?
— США все-таки страна со своими собственными запасами в энергетической сфере. У них есть проблемы с обогащенным ураном, так как он поставляется из России в значительной степени. Но, тем не менее, даже ему можно постепенно найти альтернативу. Что касается нефти, газа, угля — у США есть огромное количество этих ресурсов. США — крупнейший в мире производитель нефти. США — крупнейший в мире производитель газа. США — один из крупнейших в мире производителей угля. Поэтому они справятся.
Надо инфраструктуры строить, в том числе электроэнергетическую инфраструктуру. Где-то нужно переламывать квазисепаратистские настроения, когда техасская энергосистема независима от остальной Америки. В Техасе есть определенные настроения, что им нужно все свое. Здесь США стали заложниками наследия той инфраструктурной модели, которую они раньше использовали. Посмотрим, если там какие-то масштабные блэкауты, значит, будет запрос на другую политику, будет скепсис в отношении возобновляемых источников энергии, он уже был полтора года назад, когда в Техасе были сложности.
Тогда все пытались перенести на традиционную энергетику. Теперь, когда традиционная энергетика снова на плаву, теперь Байден, вместо заклинаний о том, что «от этого нужно избавиться», наоборот, говорит: «вы, американские нефтяные предприниматели, нефтяные инженеры, работники газовой сферы — вы должны теперь помочь Америке противодействовать путинской России».
Теперь же кто будет виноват, если будет блэкаут? Скидывать только на электроэнергетические компании тоже не получится. Я думаю, что часть негатива обратится на ВИЭ — возобновляемые источники энергии, особенно относительно тех преимуществ, которые они получают. Приоритетный доступ к сетям, некоторые вещи по налоговым исключениям и т.д.
- В СМИ есть информация о прогнозах падения доллара до 45 рублей. Каковы факторы укрепления рубля и стоит ли покупать рубли или доллары, чтобы начать летний отдых?
— Если основная ваша аудитория получает зарплату в рублях — пусть она в них и получает. Не нужно никуда дергаться, курс вещь сложная. Если вы профессионально не занимаетесь спекуляциями, то вам очень сложно будет угадать, в какой конкретный день что-то покупать или продавать.
То есть, лучше всего не дергаться, если у вас есть сбережения в долларах, пусть они в долларах остаются. Если вы планируете отдых в России, у вас один сценарий. Если вам, кровь из носу, надо поехать в какую-то другую страну, и вы будете расплачиваться наличными долларами, учитывая, что российские карты МИР не везде принимают, и Union Pay тоже не везде принимается — тогда купите доллары. Если у вас планы не ехать за границу, а отдыхать в России, тогда для чего вам доллар нужен?
Причин, по которым сейчас рубль относительно крепок — две. Первое — обвал импорта. Мы бы купили какие-то товары, нам их физически не продают. От потребительских — знаете, чтоб сумку Шанель купить, надо подписать документ, что вы не будете ее носить в России — до технологических. То есть, у нас отпал импорт. Падает импорт — падает спрос на валюту.
Нам при этом платят за наши товары по-прежнему в валюте, за наш экспорт. Даже схема, которая называется «продажа газа за рубли» — все равно в реальности используется два счета. Деньги сначала приходят в евро на счет в «Газпромбанке», потом там конвертируется в рубли. Все равно валюта в Россию приходит. Приток этой валюты — это один из факторов, почему рубль стоит относительно дорого.
Еще есть фактор валютного контроля, конвертируемость рубля теперь ограничена. Вы не можете напрямую прийти в банк и купить большое количество долларов. Есть ограничения. Не во всех банках, не во всех отделениях. Обязательна продажа валютной выручки экспортеров в определенных границах существует. Даже если за доллары продали металл, то вам все равно нужно часть валюты поменять на рубли. Сначала было 80%, теперь уменьшили до 50%, но все равно эти меры есть.
Меры валютного контроля, плюс обвальное падение импорта, плюс продолжающийся поток валюты в страну, потому что она вообще-то продает свои товары, довольно дорогие — нефть, газ, металл, зерно — все стоит дорого. Это факторы укрепления рубля. Но это то, что касается макроэкономики, это не совет конкретным людям бежать, покупать или продавать. Это уже отдельная сфера советов, от которых я лучше воздержусь.
- Относительно вывоза украинского зерна. Как разрешится этот вопрос?
— Хороший и действительно важный вопрос — и для России, и для Украины, и в целом для мира. Не так давно Путин давал интервью государственному телевидению. Сказал, что есть несколько вариантов, как можно эту проблему решить, если Украина будет готова пойти на компромисс. Один из вариантов, это, например, экспорт украинского зерна через Белоруссию — о чем сказал Путин. Второй вариант — экспорт через те порты на Черном море, которые контролируются Россией. Это Бердянск и Мариуполь.
Третий вариант — это использовать посредничество Турции, при котором будет какой-то коридор. Турки будут на своих судах перевозить, или турки будут как-то перегружать это зерно, Россия может досматривать украинские суда, чтобы не завозили оружие, еще чего-нибудь. Это даже можно через Одессу делать. Частью компромисса может быть согласие на снятие части санкций с белорусских удобрений. Так что варианты в принципе есть.
Если Украина на все эти варианты не согласится и просто будет требовать, чтобы открыли дорогу из Одессы, это закончится тем, что этого не произойдет. Пусть тогда и дальше будут возить через железную дорогу в Польшу. Перевозки по железной дороге с точки зрения бизнеса зернового — намного менее выгодно, чем использование морских перевозок.