Недавний визит в Тихоокеанский регион, как и многое, связанное с нынешним президентом Соединённых Штатов, не обошёлся без дипломатических ляпов: Джо Байден пообещал защищать Тайвань, если Китай нападёт.
Судя по реакции администрации Байдена, высказывание президента ввело Белый дом в ступор. Пришлось быстренько открещиваться от необдуманного заявления, мол, в политике США по Тайваню не произошло никаких изменений и всё будет по-старому. В это, наверное, поверили все, кто читает западные газеты и смотрит ТВ, но заявление Байдена в отношении законной территории Китая не могло не вызвать естественного беспокойства в Пекине.
В Тайваньском проливе в очередной раз запахло войной: 30 мая тридцать самолётов НОАК в полной боевой готовности вошли в опознавательную зону ПВО острова. Тайваньская администрация в срочном порядке собрала экстренное совещание и заявила о готовности отразить удар. Очередной, самой крупной в этом году демонстрацией боевой мощи своих ВВС китайское руководство ответило на необдуманное высказывание американского президента. И, судя по заявлениям с острова, не на шутку напугало тайваньских политиков.
Рассуждения о вероятности военного столкновения уже который месяц будоражат мир. Следя за действиями НОАК в регионе, и даже за совместными вылетами китайских и российских лётчиков, трудно не поверить в вероятность очередного военного конфликта на планете. Но за всем медийным шумом зачастую остаются незамеченными некоторые не менее значимые события.
Например, в начале мая этого года на одном из заседаний в Законодательном собрании Гонконга управляющий финансовым ведомством специального административного района Китая Юй Вэйвэнь, отвечая на вопрос о влиянии украинского кризиса на финансовый сектор, заявил, что банковская система города следит за развитием событий и отслеживает финансовые риски на случай возникновения экстремальной ситуации.
Юй отметил, что гонконгское финансовое ведомство пристально изучает последствия санкций США против России и власти района совместно с банковским сектором продолжают работать над планированием различных сценариев развития обстановки, от возможного замораживания активов до отключения от платёжной системы SWIFT. Другими словами, если учесть то, что решения в Гонконге всё-таки принимаются с одобрения Пекина, можно предположить, что Китай готовится к серьёзному противостоянию с Западом и в случае введения санкций на центральное правительство, Гонконг будет выступать в роли «окна в Европу».
В этой ситуации не важно, перерастёт ли противостояние в Тайваньском проливе в горячую фазу или китайское руководство будет и дальше добиваться объединения мирным путём. Важно то, что при всей своей экономической и политической мощи, Китай готовится к любому развитию противостояния с Западом за Тайвань и ему нужны если не союзники, то, по крайней мере, надёжные торгово-экономические и политические партнёры.
Одним из таких партнёров выступала и выступает Российская Федерация.
Сразу после начала военной операции на Украине стало ясно, что, не успев оправиться от последствий пандемии, приведшей к сбоям в глобальных цепочках поставок, российско-китайские торговые отношения столкнулись с новыми проблемами: вроде бы в Китае и увеличился спрос на российские товары и сырьё, но экспорт из РФ последние два года сопряжён не только с логистическими трудностями. Китай пока ещё не отменил жёстких ковидных ограничений на импорт грузов из России.
Сейчас основная проблема, препятствующая нормальному товарообороту между странами, заключается в том, что с введением санкций у большинства российских банков оказались нарушенными схемы перевода контрактных сумм из РФ в КНР и наоборот. А если ещё прибавить нестабильный до недавнего времени курс рубля при среднем проценте кредита предприятиям со всеми госгарантиями от 20% и неподъёмный для российских компаний курс юаня, то трудно говорить, например, о закупках оборудования для производства отечественных товаров.
Не сырьевая составляющая торговли между Россией и Китаем пока остаётся реальностью. Всё это негативно сказывается на торговом балансе между странами и требует скорейших решений.
Нужно отметить, что и с Украиной на фоне нынешней нестабильности и рисков, связанных с военными действиями, китайско-украинские торговые отношения также претерпели изменения: исполнение большинства контрактов было либо приостановлено, либо отложено на неопределённое время.
Судя по комментариям, опубликованным на новостных сайтах, в 2014 году, когда ситуация на Украине была полностью непредсказуемой, китайский экспорт также был приостановлен и начал восстанавливаться лишь тогда, когда китайские предприятия убедились, что пришедший к власти новый режим, несмотря на заявленную декоммунизацию украинской государственности, был не прочь торговать с другим государством, чьей официальной идеологией является тот самый коммунизм.
Возможно, именно поэтому начиная с 2014 года китайское руководство ни разу не выразило желания встретиться с новыми киевскими властями. Видимо, тогда было решено признать невозможность работы по контрактам и намерениям, подписанным с Януковичем, и закрыв глаза на явную проблематичность установившегося режима, сконцентрироваться на торговле. А там — как время покажет, китайцы умеют ждать.
И даже притом что до начала спецоперации РФ Китай являлся для Украины крупнейшим торговым партнёром, до февраля 2022 года ежегодный объём двусторонней торговли составлял около 19 миллиардов долларов США, все попытки президента Зеленского связаться с китайским руководством также не увенчались успехом.
Учитывая небольшие размеры экономики Украины и по китайским меркам скромные масштабы торговли между Киевом и Пекином, приостановка торговых отношений вряд ли негативно скажется на экономике Китая. Поэтому заявления руководства о том, что КНР и впредь будет развивать всесторонние отношения с РФ, выглядят вполне логичными.
С введением западных санкций правительство РФ неоднократно заявляло о перенаправлении экспорта энергоносителей в азиатский регион, в том числе и в Китай. Следует отметить, что спрос Китая на нефть и газ огромен, и, исходя из сложившейся обстановки, китайские компании надеются на предоставление более выгодных цен, а следовательно, и дальше будут закупать российское сырьё.
В Китае считают, что в условиях санкций, в вопросах торгово-экономического сотрудничества Россия с уверенностью может рассчитывать лишь на Китай. А за уверенность нужно платить, тем более что тесное сотрудничество между двумя странами неизбежно отрицательно скажется на политических и экономических отношениях Китая с Западом.
Экспорт Китая в страны ЕС и Великобританию почти в десять раз превышает экспорт в Россию, следовательно, и европейские деловые связи также важны для китайской экономики. Но, как показывают события последних трёх месяцев, испытывая внутренние экономические трудности и определённую социальную напряжённость, события дня сегодняшнего вносят корректировки в как бы логичные экономические расчёты.
Китай продолжает вести независимую внешнюю политику по выстраиванию отношений с РФ и жёстко отстаивает свою позицию на мировой арене. Как ни парадоксально, нынешняя напряжённость в отношениях с США и восточноевропейский кризис создают уникальную возможность для Китая использовать сложившуюся ситуацию для успешного отстаивания своих национальных интересов и решения внутриполитических вопросов. Именно в таком сложном положении китайское руководство, просчитав все риски, по-видимому, вплотную приступило к решению крупной политической задачи по возвращению Тайваня в лоно Родины (официальное выражение, принятое в КНР).
Экономические и политические дивиденды от возвращения Тайваня под юрисдикцию КНР с лихвой покроют все возможные издержки, за ценой Китай не постоит. В этом и заключается уникальность сложившегося момента не только для Китая, но и для России.
На данном этапе развития двусторонних отношений, прикрывая тылы и не вмешиваясь во внешнеполитический курс друг друга, Россия и Китай имеют хорошие шансы не только нарастить торгово-экономическое сотрудничество, но и решить важные политические задачи по отстаиванию своих национальных интересов в условиях зарождения нового мирового порядка.