Ранее глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что российские силы зашли в Лисичанск. В свою очередь подполковник Народной милиции ЛНР Андрей Марочко сообщил, что подразделения республики взяли в оперативное окружение город Северодонецк.
- Геннадий Тимофеевич, насколько трудно нам будет зачистить эти населенные пункты по сравнению с Мариуполем?
— Оперативное окружение — это не блокада. Это не означает, что мы сразу приступим к зачистке. Это означает, что основные части и подразделения еще не замыкают кольцо, но контролируют все основные магистрали и пути выхода боевой техники и вооружений. После того, как кольцо сжимается, происходит зачистка.
Зачистка будет происходить в зависимости от ситуации, от сил и средств и от действий штурмовых групп. Сначала нужно уничтожить крупногабаритные огневые цели и опорные пункты, которые находились в окрестностях и за пределами города, а потом уже предстоит тонкая и ювелирная работа.
Будут работать снайперы, гранатометчики, пулеметчики и стрелки. Будет зачищаться каждый квартал, каждая улица, каждый дом. Как долго это будет происходить, никто вам сейчас не скажет. Подразделения ДНР/ЛНР и ВС РФ действуют не спеша, методично, четко и конкретно. Спешить в таких случаях нельзя. Самое главное — сохранить личный состав. Важно допустить как можно меньше потерь при оперативном окружении и особенно при зачистке этих крупных населенных пунктов.
Что касается Мариуполя, то там вся сложность состояла в «Азовстали». Таких крупных железобетонных укреплений в Северодонецке и Лисичанске нет. А проще или сложнее — это оценочные суждения.
- Глава ДНР Денис Пушилин заявил, что развитие военной спецоперации на севере республики важно ускорить, потому что есть проблемы с обеспечением водой Донецка, Макеевки, Горловки. Есть у нас такая возможность?
— Конечно, проблемы с водой существуют. Но в инженерных частях российской армии есть специальные машины, которые могут предоставлять воду. Наша армия может подсобить им в предоставлении необходимых запасов воды. Но ускорить или не ускорить наступление будет решать не Денис Пушилин, а командование группировки на этом направлении.
- Насколько успешно мы продвигаемся в Донецкой области?
— Я пока не могу назвать это «наступлением», но мы предпринимаем наступательные действия на разных участках и направлениях донбасской дуги. Четко, методично, не спеша. Так требует обстановка и ситуация.
- Разделились мнения по поводу обстановки на Запорожском направлении. Одни говорят, что мы там успешно пресекаем попытки противника контратаковать, но люди на местах пишут, что там господствует вражеская артиллерия, а контрбатарейной борьбы нет, так как командование не считает его приоритетным. Что вы об этом знаете?
— Я бы не стал разбрасываться терминами «приоритетное/неприоритетное». На войне все направления приоритетные, просто сейчас все основные события разворачиваются на донбасской дуге. На запорожском направлении продолжается обмен огневыми ударами, идет артиллерийская война, но широкомасштабных наступательных действий там не ведется. Хотя это не означает, что там вообще ничего не происходит.
- А что у нас под Харьковом?
— По-прежнему продолжаются активные действия со стороны спецподразделений российской армии и Росгвардии в «серой зоне» от Белгорода до Харькова, включая Волчанск, Старый Салтов, Липцы, Проходы и Русскую лозовую, причем эти действия даже усилились.
- Я в последние время не слышал сообщений, чтобы противник обстреливал приграничные регионы. Это о чем-то говорит?
— Само по себе это ни о чем не говорит. Но можно сделать вывод, что у противника не хватает для этого сил и средств. Видимо, у них не хватает оперативно-тактических ракет «Точка-У» и боеприпасов для РСЗО, потому что они их перебросили на Донбасс. Плюс, как показала практика, именно на Харьковском направлении российские ПВО активно уничтожают боевые ударные беспилотники, в том числе турецкие «Байрактары».
- Могут ли США и НАТО поставить Украине сложные противокорабельные ракеты и насколько наш Черноморский флот готов к таким вызовам?
— Черноморский флот готов к отражениям любых действий со стороны ВСУ, даже если им будет поставляться натовское оружие. Конкретно по противокорабельным ракетам я сказать не могу. Другие средства Украине поставляются, но часть из них уничтожается в пути, а часть уничтожается в районах сосредоточения, куда доставляются вооружения, техника и снаряды. Это видно по официальным сводкам Минобороны.
- Посол Украины заявил, что якобы Польша готовится к нападению России, увеличили оборонный бюджет и закупку вооружений. Мы готовы к тому, что Польша напрямую или своими прокси-силами попытается атаковать российские войска?
— Это чисто пропагандистские заявления неадекватных польских и украинских лидеров. Никуда Польша не сунется. Кишка тонка.