Уже несколько дней жёны, сестры и матери военнослужащих 103-й бригады Сил территориальной обороны (ТРО) ВСУ «воюют» на Львовщине. Женщины пишут многочисленные гневные сообщения в соцсетях, устраивают митинги в районах и под стенами Львовской областной военной администрации (ОВА). Они заявляют, что их мужчин обманули — вместо обороны Львовщины без надлежащей подготовки и вооружения отправили на Восток Украины. Лишь 11 мая, когда ситуация получила общественную огласку, руководство Сил терробороны организовало встречу с родственниками бойцов.
Куприй начал с того, что в составе 103-й бригады могут быть лица, непригодные к военной службе по состоянию здоровья. «Одной из первых проблем, которые нам озвучивают, это то, что во время мобилизации в первые дни войны, когда люди на волне патриотизма заполонили военкоматы, не было соответствующих военно-врачебных комиссий. И некоторые из них с плохим состоянием здоровья, возможно, непригодны к военной службе, попали в ВСУ», — сказал Виталий Куприй, пообещав, что «будут разбираться». Непригодным к военной службе бойцам он посоветовал писать рапорты командиру — мол, после этого их направят в госпиталь, где проведут военно-врачебную комиссию и после получения соответствующих выводов демобилизуют.
Но куда более эмоциональным оказалось обсуждение самого факта отправки бригады территориальной обороны не просто в зону боевых действий, а на передовую. Родственники бойцов заявили, что внесенные Верховной Радой 3 мая изменения в закон «Об основах национального сопротивления», предусматривающие вовлечение подразделений терробороны в зону ведения боевых действий, не вступили в силу, поскольку документ еще не подписал президент. Они требовали объяснений, на каких основаниях их близких ещё в конце апреля отправили на фронт. На это Виталий Куприй ответил - мол, упомянутый закон с изменениями от 27 января предусматривает, что по определенным основаниям по решению главнокомандующего ВСУ батальоны ТРО могут привлекаться к выполнению задач за пределами своих регионов. Эти слова зал встретил криками: «На нулевые позиции?!». «Эта норма вступила в силу 19 февраля. Многие не знали об этих изменениях», — попытался объяснить Куприй.
После этого из уст женщин посыпались истории о том, с чем их мужья и родственники столкнулись в зоне боевых действий. «У них был преступный приказ без оружия передвигаться в сторону врага. А там рельефная местность, их накрыли артиллерией. Они с врагом через реку общаются. Без оружия против современной техники врага! Авиабомбы, авианалеты!.. Почему они по документам находятся на расчистке завалов в Днепре, а на самом деле на фронте?.. Почему АТОшники сидят дома, а наших неопытных забрали?!! Для чего нам ВСУ, если набирают ребят с палками, автоматами Калашникова?!!» — звучало из зала.
Виталий Куприй пытался что-то сказать, но поток обвинений в адрес командования продолжался. «Они поехали туда на своих машинах, не получили горючего, им посоветовали самостоятельно заправлять… Когда привезли, они просидели 4 часа в ямах с автоматами. И главное — стреляли в своих отступающих. Хорошо, что обошлось без жертв… Когда волонтеры привезли рации, штаб батальона те рации унес… Ребята неподготовлены и деморализованы. Были два раза на полигоне, их учили копать блиндажи и окопы. А теперь бросили наших детей «на мясо», обманули», — продолжались выкрики женщин.
В какой-то момент советник командующего Сил ТРО отметил, что законом предусмотрены две разные структуры: территориальная оборона в составе ВСУ, и добровольческие формирования территориальных общин (последние не относятся к ВСУ и не получают жалованья). По его мнению, некоторые, не разобравшись, ушли в ТРО, а не в добровольческие формирования. Поэтому в зоне боевых действий оказались люди, психологически не готовые воевать, заявил Куприй. Это прозвучало как обвинение бойцов терробороны в желании не быть мобилизованными в ряды ВСУ и не попасть на фронт, что вызвало очередной всплеск недовольства в зале.
«Когда наши мужчины шли в ТРО — почему их не предупредили, что они пойдут через месяц туда? Что вы с ними сделали? Вы их обманули! Домой!» — настаивала одна из присутствующих. Зал поддержал женщину дружным скандированием: «Домой! Домой! Домой!» С этим призывом все начали расходиться по домам. Но в последующие дни «женский батальон» 103-й бригады снова вышел на пикет у стен Львовской ОВА.
В ходе обсуждения этой ситуации во львовском сегменте социальных сетей местные волонтёры подтвердили, что в ходе боевых действий погибло «очень много» бойцов 103-й бригады терробороны, и всё снаряжение им пришлось приобретать за свой счёт. А находящийся в рядах этой бригады журналист Николай Савельев написал, что из лучших её бойцов безо всякой дополнительной подготовки приказом командира бригады полковника Валерия Курко создано десантное подразделение. По мнению журналиста, если «эту тупую вакханалию не остановить», то бойцов львовской терробороны скоро могут превратить в Силы специальных операций. «Во что превратит нас враг в первой же десантной операции, я никому объяснять не стану», — добавил Николай Савельев.
Первыми на Западной Украине начали бунтовать жёны и родственники бойцов батальона ТРО из города Хуст (Закарпатье). А 12 мая депутат Закарпатского областного совета Василий Якубец сообщил об очередных погибших и раненых из состава этого батальона.
«Хоть чучелом, хоть тушкой…»
В условиях запрета на выезд с Украины для мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, военнообязанные ищут любые способы, чтобы перебраться на Запад. Так, 13 мая один из них попытался пересечь границу в багажном отделении микроавтобуса, под матрасом.
«Утром на пункт пропуска «Шегини» водитель микроавтобуса завез восьмерых пассажиров, о чем была сделана отметка в контрольном талоне. Однако на паспортный контроль прибыл водитель и семь пассажиров. Вопрос: где ещё один человек? Ответ был получен во время осмотра транспортного средства. Мужчина переместился в багажное отделение и прикрылся матрасом» — сообщили в Госпогранслужбе. Украинец пытался попасть в Польшу, хотя законных оснований для выезда за границу у него не было. «Через границу он не пропущен и привлечён к административной ответственности» — отметили пограничники.
А 10 мая спецпрокуратура в военной и оборонной сфере сообщила, что на Закарпатье задержали организатора канала переправки уклонистов. За 15 тысяч евро с человека 35-летний харьковчанин устраивал побег в ЕС «по зелёнке» — давал советы по маршруту, времени и способу пересечения границы вне пунктов пропуска. Он каждый раз встречался с клиентами в разных населённых пунктах Хустского района. По предварительной договоренности, при первой встрече он получал задаток, а при следующей — уже полную оплату.
Мужчину задержали во время получения им от одного из клиентов второй части оплаты. Операция по его задержанию была проведена около оздоровительного комплекса «Трембита» в селе Велятино Хустского района. У харьковчанина изъяли 14 тысяч долларов. Ему сообщено о подозрении и избрана мера пресечения в виде содержания под стражей с возможностью внесения более 990 тысяч гривен залога. Подозреваемому грозит до 9 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Днём ранее прокуратура Черновицкой области сообщила о задержании гражданина Румынии, который предоставлял украинским призывникам румынские паспорта и переправлял их на территорию ЕС. С каждого уклоняющегося мужчина брал по 5 тысяч долларов США. Его задержали при попытке перевезти за границу ещё двух украинцев с румынскими паспортами на микроавтобусе. За это гражданину Румынии грозит до девяти лет заключения.
Потребность в документах для легального пересечения границы создала новую нишу и для мошенников. Так, в Тернопольской области полицейские задержали 17-летнего киевлянина, который открыл подпольный бизнес. Несовершеннолетний ловкач собрал команду из 11 человек, которые занимались разработкой, рекламой, администрированием Telegram-канала, принимали заказы и готовили поддельные справки, требуя за каждую около тысячи евро.
«Но заказчики своих документов для выезда за границу так и не дождались. Потому что поддельные справки были не о непригодности к службе, а о якобы фигурировании в уголовных делах. Такую информацию предоставляли клиенту и указывали, что ничего с этим поделать не могут. И поскольку это случай „не гарантийный", поэтому средства не возвращаются», — отметили в полиции. Преступной группе удалось обмануть 34 человека и присвоить более 1 миллион 200 тысяч гривен.
Но привычный для Западной Украины с 2014 года «волонтёрский» бизнес всё же остаётся более прибыльным. Полиция Тернопольской области задержала двух организаторов благотворительного фонда, которых подозревают в присвоении средств, пожертвованных украинцами на нужды ВСУ. Об этом 11 мая сообщил глава Национальной полиции Украины Игорь Клименко.
«50/50. В такой пропорции руководители одного из благотворительных фондов Тернопольщины распределяли средства небезразличных граждан. Половина суммы — на нужды военных, остальные — в собственные карманы», — отметил Клименко. По его словам, два брата из Черновицкой области полтора года назад создали в Тернополе благотворительную организацию. После начала спецоперации России фонду стали активно жертвовать деньги, он получил около 13 миллионов грн.
«Для отвода глаз деятели потратили примерно половину собранной суммы на закупку необходимых вещей для военных. Для подкрепления доверия они показывали фото закупаемых товаров и отправку их на фронт. Но большей частью собранных средств "благотворители" распоряжались по-своему, — подчеркнул глава Нацполиции. — К примеру, приобрели элитные внедорожники, накупили ювелирных изделий и дорогих мобильных телефонов».
Полиция задержала обоих организаторов фонда. Во время обысков у них обнаружили 34 тысячи долларов, почти 7 тысяч евро, более 2 тысяч фунтов стерлингов и более 200 тысяч гривен наличными. Ещё более 5 миллионов гривен находятся на личных банковских карточках, сейчас они заблокированы. Подозреваемым грозит до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества.