Новости о том, что Баранюк дал показания появились утром 8 мая. Но первое видео с Баранюком Τelegram-канал РИА Новости опубликовал в 09:25 по Москве и Киеву.
На видео Баранюк рассказывал о ПТРК Javelin и его применении в городских боях.
«Да, были у нас Javelin, был NLAW. Как я уже говорил, Javelin себя никак не зарекомендовали, особенно в процессе городских боев. Не смогли мы сделать ни одного пуска. То есть, как по мне, в процессе города абсолютно бесполезное оружие. Потому что постоянно что-то мешало, и так далее», — рассказал Баранюк.
Он отметил, что его подчинённые обладали и другим типом гранатомётов.
«Были другого типа гранатомёты. Скажем так, в незначительном количестве, на уровне наших РПГ-18, РПГ-22, вот такого же плана. Ручная противотанковая граната», — добавил Баранюк.
Что касается других иностранных ПТУР, которые использовали чаще, чем Javelin, у них были свои недостатки: на холоде разряжалась батарея, в результате невозможно было осуществить пуск.
На втором обнародованном видео Баранюк рассказывал об управлении обороной Мариуполя.
«Периодически приезжал в полк, вернее, не полк, батальон «Азов» организационно входит в структуру 12-й бригады Национальной гвардии. Изначально штаб обороны Мариуполя находился, ну, в районе центра города, не могу сказать точный адрес. Потом он переехал на «Азовсталь». Соответственно, я туда приезжал для различных координационных моментов, связанных с взаимодействием и с совместной определенной работой. Вот на этом строилась, скажем так, наша совместная работа», — отметил он.
При этом он указал на различие в подчинении его бригады и «Азова».
«Азов» — это структура Национальной гвардии Украины. То есть это структура МВД. Мы находимся под командованием Военно-морских сил Украины, структура министерства обороны. То есть мы абсолютно находимся в разных, скажем так… ну, в разных структурах, назовём это так», — добавил он.
Организационно командир 12-й бригады, по словам Баранюка, был назначен начальником обороны Мариуполя.
«То есть он для меня, получается, если я захожу в Мариуполь, является начальником в какой-то мере. Соответственно, я, ну по военной иерархии, получаю от него приказы. Кроме того, еще от командующего оперативно-тактичной группировки», — объяснил командир морпехов структуру подчинения в Мариуполе.
По его словам, такая структура была для него странной.
«Для начала для меня это довольно-таки странно было, что офицер Нацгвардии… Обычно наоборот это все происходит. Но раз так, скажем так, более старший начальник обозначил, соответственно, никаких проблем. Тем более что я изначально получил как бы свою линию обороны. И, соответственно, туда дальше уже особо командир 12-й бригады не вмешивался. То есть я полностью там организовывал все моменты самостоятельно», — рассказал Баранюк.
Что касается того, каково ему было воевать бок-о-бок с «азовцами», Баранюк заявил, что те были не его сослуживцами.
«Так волею судьбы получилось, что это были соседи мои в тот момент. В момент обороны Мариуполя. Это могло быть как и любое другое подразделение… По крайней мере, мне на глаза не попадались люди с книгами УПА («Украинская повстанческая армия», признана экстремистской организацией и запрещена в России — ред.) и, скажем так, с нацистской символикой», — отметил Баранюк.
Сам же он, по его словам, «категорический противник этих нацистских моментов». По словам Баранюка, его бригаде достался определённый сектор обороны.
«И справа, и слева от меня были подразделения батальона «Азов», — рассказал он.
Баранюк также рассказал, что когда ситуация стала критической, морпехи запросили помощь руководства в Киеве.
«Киев говорил держаться. Держаться… Ну нам несколько говорили по-другому. Что отряды деблокации идут, они будут у вас… Ну получается, что так (что врали — Ред.). Обещали помощь определенную. Соответственно, этой помощи не было. Что как бы и подтолкнуло к выходу навстречу своим подразделениям», — рассказал Баранюк.
По его словам, разрешения на сдачу в плен он не просил. Взяли Баранюка в плен при неудачной попытке прорыва: его машина была подбита, при попытке выйти из окружения пешком его задержали.
Примечательно, что три недели назад — вечером 17 апреля заместитель начальника Управления Народной милиции ДНР Эдуард Басурин сообщил, что в Мариуполе обнаружили тело Баранюка. По словам Басурина, кобмриг 36-й бригады погиб в ночь с 11 на 12 апреля, когда группа украинских морских пехотинцев попыталась прорваться из металлургического комбината имени Ильича.
На месте боя обнаружили тело и личные вещи Баранюка.
Теперь же выяснилось, что Баранюк — жив. Вероятно, он бросил свои вещи, когда шёл на прорыв.
Баранюк — знаковый для Украины военачальник. Он начал командовать бригадой в 2021 году. Но вот её бойцом был со дня основания бригады — в 2015 году. Тогда бригада была создана на базе 36-й отдельной бригады береговой обороны, точнее тех её бойцов, которые в 2014 году изъявили желание покинуть Крым. Был среди них и Баранюк. В Крыму он даже успел вступить в потасовку с российскими военными.
Правда, оставшихся на полуострове сослуживцев Баранюк не осуждал.
В 2022 году начало спецоперации ВС РФ он встретил в Мариуполе. А уже 19 марта во время ночного обращения к народу президент Украины Владимир Зеленский заявил о награждении командиров «Азова» и 36-й отдельной бригады морской пехоты званиями Героев Украины.
«По представлению главнокомандующего Вооружённых сил Украины решил присвоить звание Героя Украины полковнику Баранюку Владимиру Анатольевичу — командиру 36-й отдельной бригады морской пехоты и майору Прокопенко Денису Геннадьевичу — командиру отдельного отряда спецназначения «Азов» за мужество, за эффективные действия по отражению атак врага, за защиту города героя Мариуполя», — сообщил Зеленский.
Сейчас Баранюк в плену. А вот Прокопенко — на «Азовстали». И бойцы «Азова» осуждают Баранюка. Впрочем, не одного его.
Кто во всём виноват
Вечером 8 мая засевшие на «Азовстали» боевики «Азова» дали пресс-конференцию, во время которой они ответили на вопросы журналистов. Пресс-конференция состоялась благодаря хорошо налаженной связи. В мероприятии приняли участие заместитель командира полка «Азов» Святослав Паламар, известный под позывным Калина и офицер управления разведки «Азова» Илья Самойленко.
Паламар первым взял слово и раскритиковал руководство Украины.
«Скажу вот ещё что, что наболело. Во время переговоров от некоторых политиков были слышны заявления: «Вы, парни, занимайтесь какими-то своими делами и тяните время, чтобы вывести всех гражданских». Это было сказано нашему командиру Герою Украины Денису Прокопенко. Этот человек командует гарнизоном, обороной Мариуполя и под «нашими делами» имелось в виду то, что наши дела, которыми мы занимаемся — это защита народа Украины и защита гражданских. И очень жаль, что у некоторых политиков на Украине нет такта, а есть только цинизм, что это всего лишь успешная операция по эвакуации гражданских», — заявил замкомандира полка «Азов».
Он заявил, что его подразделение вот уже два месяца якобы настаивает на эвакуации гражданских из Мариуполя. А внимание на «азовцев» обратили лишь тогда, когда они оказались заперты на «Азовстали».
После Паламар вынужден был покинуть пресс-конференцию. Он передал слово Самойленко, который вступительную речь и ответы на вопросы журналистов давал на английском языке.
«Нашему правительству не удалось защитить Мариуполь, не удалось подготовить защиту Мариуполя. Проблема в том, что много людей называют нас героями, хотя мы выполняем свою работу. Нами восхищаются. Первый факт: героизм появляется тогда, когда планирование и организация терпят крах», — заявил Самойленко.
Он отметил, что полк мог отойти от Мариуполя, но у них был приказ защищать город. При этом приказа взять на себя полностью оборону Мариуполя у «Азова» не было, полк решил это сделать самостоятельно, т.к. на это никто не решился.
«Проблема в том, что многие представители власти саботировали оборону Украины в течение нескольких последних лет, я бы сказал, восьми лет», — заявил Самойленко.
Он заявил, что подготовка «Азова» «была саботирована официальными лицами, бюрократами, правительством».
«Все просто нам мешали готовиться к обороне, т.к. мы знали, что большая война с Россией надвигается. Мы об этом знали и были готовы, по крайней мере настолько, насколько мы могли: в профессиональной подготовке, в собирании оборудования и амуниции и снова в профессиональной подготовке, внедряя новые стандарты», — рассказал Самойленко.
По его словам, бойцам полка пришлось самостоятельно налаживать контакты с западными военными и получать у них всю интересующую их информации. При этом никакого западного оружия полку не предоставляли из-за обвинений в неонацизме.
Примечательно, что Самойлов признал, что жители Мариуполя поддерживали не только Украину, но и Россию. По его словам, соотношение таких людей — «пятьдесят на пятьдесят».
Офицер управления разведки «Азова» также обвинил в трусости командира 36-й отдельной бригады морской пехоты Баранюка.
«[У нас был выбор] сбежать как трус, думая только о себе, забыв о долге. Так произошло с командиром морпехов 36-й бригады: он отказался выполнять приказ и пытался бежать из города с небольшой группой на бронетехнике, стараясь прорваться», — заявил Самойленко.
Он также заявил, что у украинских военных есть приказ держать оборону, т.е. не сдаваться в плен.
В целом включение с «Азовстали» длилось почти два часа. За это время Самойленко отвечал на вопросы журналистов.
После завершения сеанса связи с «Азовсталью» выступила и жена командира полка «Азов» Дениса Прокопенко, известного под позывным Редис, Екатерина Прокопенко.
Она заявила, что предпринимаемых украинской властью действий недостаточно и призвала всех добиваться спасения её мужа и его сослуживцев
Тем временем украинская власть заявила, что готовит вывод с «Азовстали» «раненых и медиков».